Переговоры "Роснефти" с Китаем уперлись в трубу
"Роснефть" продолжает переговоры с Китаем по новому контракту — поставке 50 млн т нефти с 2010 по 2015 год, причем китайская сторона обозначила свою готовность идти на ценовые уступки при подтверждении объемов.
Китай ведет переговоры с "Роснефтью" о продлении контракта на поставки нефти после 2010 года. Пожелание китайской стороны, сообщил "Ъ" источник, близкий к переговорам,— пятилетний контракт на поставку 50 млн т, по 10 млн т в год, до 2015 года. На прошлой неделе в Китае прошли очередные переговоры по этому вопросу. По контракту, который был заключен в 2004 году с предоплатой $6 млрд, "Роснефть" обязалась поставить в адрес CNPC 48,4 млн т нефти до 2010 года. Цена поставок была установлена как Brent — $3, но после того, как осенью китайская сторона пошла на уступки, цена была увеличена на $0,675 (Brent — $2,325). Однако на дальнейшие уступки по этому контракту Китай не идет, говорит собеседник "Ъ".
Иначе дело обстоит с потенциальным новым контрактом — на пять лет при поставке 10 млн т в год. "Сейчас Китай говорит, что, если "Роснефть" подтвердит на уровне меморандума свою готовность поставлять нефть, покупатели готовы пойти на ценовые уступки",— говорит собеседник "Ъ". Но "Роснефть" не готова предоставлять какие-либо гарантии до тех пор, пока не будет определен тариф по направлению и не будет понятна рентабельность поставок. "Нам нужно понять, насколько выгодно это направление по сравнению с другими и с переработкой на своих заводах,— говорит источник "Ъ" в "Роснефти".— Поставки железной дорогой на нынешних условиях нерентабельны".
Тариф же пока не определен. К 1 марта Федеральная служба по тарифам (ФСТ) подготовила свою оценку прогнозной величины тарифа на участке Тайшет—Сковородино, которая составила $38,8 (без учета железнодорожных перевозок до порта Козьмино; см. "Ъ" от 4 марта). Оценка представлена правительству. Дату очередного заседания по тарифу в правительстве назвать затруднились. В "Роснефти" отмечают, что, хотя предварительная оценка тарифа выглядит вполне коммерческой с точки зрения поставок, без четких цифр делать какие-либо выводы не имеет смысла. У ФСТ логика другая. "Труба будет построена в лучшем случае через полтора года,— говорит начальник управления регулирования нефтяной и газовой отраслей ФСТ Денис Волков.— Нас с тарифом никто не торопит".
Аналитик Standard & Poor`s Андрей Николаев предупреждает, что представленный ФСТ тариф "может оказаться ниже уровня, необходимого для погашения кредитных инструментов, привлеченных "Транснефтью" для финансирования ВСТО, особенно с учетом объявленного переноса срока проекта и возможного", по его мнению, "роста его стоимости". В то же время, отмечает он, S&P ожидает, что это будет компенсировано ростом тарифов по системе в целом. Источник в Минпромэнерго также замечает, что продолжается и дискуссия по вопросу введения сетевого тарифа в "Транснефти", уравнивающего направления Сургут—Китай, Сургут—Козьмино и Сургут—Запад.
"Судя по сегодняшней презентации, на которой "Транснефть" показала свое намерение строить трубу дальше (см. справку.— "Ъ"), ответвления вообще может и не быть,— говорит Михаил Крутихин из Rusenergy.— Достаточно вспомнить заседание, которое прошло 6 августа под председательством Владимира Путина. На нем глава "Роснефти" Сергей Богданчиков заявил, что просит расторгнуть контракт с китайцами, поскольку компания терпит убытки по $40 с 1 т по сравнению с другими направлениями поставок и готова уплатить любую неустойку. Он также попросил, чтобы на следующих переговорах вице-премьер Александр Жуков и премьер Виктор Зубков предъявили китайцам ультиматум о том, что ответвления не будет, если они не пойдут на уступки". Это, говорит аналитик, было сделано господином Жуковым на заседании подкомиссии по энергетике двусторонней комиссии по подготовке регулярных встреч глав двух правительств, а впоследствии, в ноябре, Виктором Зубковым. Китайцы тогда не отреагировали, но потом привели довод о том, что в свое время выручили "Роснефть", когда средства (на покупку "Юганскнефтегаза") ей были необходимы. Поэтому в итоге решено было завершать контракт по существующим ценам, но новые объемы согласовывать на других условиях, говорит господин Крутихин, по мнению которого переговоры зайдут в тупик.