Среднеазиатский фронт
Богатые газом страны Средней Азии вчера совершили переворот во взаимоотношениях с «Газпромом».
Картель, похоже, оформился по итогам активной деятельности американской и европейской дипломатии в регионе по лоббированию альтернативного России маршрута экспорта среднеазиатского газа в Европу. Парадокс ситуации в том, что согласие «Газпрома» на условия ультиматума окончательно похоронит поддерживаемый Вашингтоном Транскаспийский проект -- газопровод по дну Каспия из Туркмении в Азербайджан, Турцию и далее на Балканы. И наоборот, укрепит общее намерение России и среднеазиатских партнеров реализовать проект Прикаспийского газопровода, по которому планируется транспортировать дополнительно 10 млрд кубометров туркменского и столько же казахского газа.
В роли главного проигравшего -- Украина, которая является потребителем среднеазиатского газа и до сих пор имела возможность покупать его не по европейской цене. Но поскольку схему поставок газа на Украину контролирует «Газпром», госменеджеры из Средней Азии приехали в Москву, а не в Киев. При этом у российского концерна фактически нет иного выхода, кроме как принять новые условия. Около 58 млрд кубометров газа, которые «Газпром» закупает в Средней Азии, являются частью экспортного портфеля концерна, и компенсировать их некогда и нечем. Москва не может просто взять и отказаться от закупок, как это в начале 90-х годов сделал бывший глава «Газпрома» Рем Вяхирев. Хотя с точки зрения тактики выстраивания отношений с Украиной было бы удобно получить более мягкий график перехода среднеазиатских поставщиков на европейское ценообразование, например в течение двух-трех лет.
Встреча была согласована еще на прошлой неделе, и в российском концерне говорят, что знали, зачем к ним едут руководители нефтегазовых компаний из Средней Азии. Характерно, что накануне визита в Ташкенте очень тепло повстречались лидеры Туркменистана и Узбекистана -- стран, которые до последнего времени относились друг к другу ревностно и, казалось, были не способны выступать единым фронтом. А г-н Карабалин присоединился к коллегам чуть ли не в последний момент, так как 9 марта должен был сопровождать премьер-министра Карима Масимова в Вашингтон. Причем, по информации «Времени новостей», глава правительства Казахстана должен был везти в США предложения по американо-казахской энергетической инициативе, которая явно не могла предполагать отказ от Транскаспия. Однако визит отменили в последний момент без объяснения причин. По сведениям источников «Времени новостей» в Вашингтоне, они связаны с неудачными попытками Астаны нейтрализовать последствия близящегося к завершению в США судебного процесса по коррупционному скандалу «казахгейт», фигурантами которого являются руководители Казахстана и члены их семей.
В «Газпроме» утверждают, что формула расчета европейской цены на среднеазиатский газ пока не определена и будет предметом переговоров. Однако источники «Времени новостей» в Ашхабаде сообщают, что примерный уровень согласован в размере 200--230 долл. за тысячу кубометров в зависимости от точки передачи газа «Газпрому» (туркменский газ подешевле, казахский, который сдается на российской границе, подороже). Цена рассчитана исходя из текущих цен в Европе (в Словакии и Румынии около 330 долл. за тысячу кубометров).
Директор департамента информполитики «Казмунайгаза» Илья Пустогачев сообщил «Времени новостей», что цена продажи газа каждой из трех стран будет определяться как разница между среднеевропейской ценой и стоимостью транзита газа от соответствующей границы до страны-потребителя (принцип net back). Г-н Пустогачев полагает, что «Газпром» ничего не потеряет в результате перехода на новые принципы отношений с казахстанским партнером, поскольку в компетенции российского концерна останется хеджирование рисков в отношениях с третьими странами -- потребителями газа.
Главным пострадавшим выглядит Украина, которая сейчас получает среднеазиатское топливо значительно дешевле, чем европейские соседи -- российское. Но весьма вероятно, что Киев часть своих проблем постарается переложить на бюджет «Газпрома».
Ультиматум трех среднеазиатских республик означает, что уже со следующего года Киев окажется перед лицом единовременного почти двукратного удорожания импортного газа с непредсказуемыми последствиями для экономики и социальной сферы. Вчера украинская делегация во главе с председателем правления «Нафтогаза» Олегом Дубиной вылетела в Москву для переговоров по газовым вопросам. И, видимо, уже сегодня к вопросам текущего газоснабжения добавится проблема поставок на следующий год, когда понятие «дешевый среднеазиатский газ» прекратит свое существование. Официальной реакции Киева на сенсационные новости из Москвы пока нет. Премьер-министр Юлия Тимошенко, которая вчера была в Брюсселе, вовсю комментировала проблемы текущих отношений с «Газпромом», которые просто блекнут по сравнению с предстоящими проблемами.
Но у Украины есть свое оружие -- ставка транзита для российского газа. Ответное повышение ее до европейского уровня может несколько ослабить эффект от ценового диктата Средней Азии. И в этом случае пострадавшим станет «Газпром», который будет вынужден оплачивать из своего кармана увеличение рентабельности среднеазиатских партнеров. Цена вопроса в случае симметричного (до европейского уровня) роста тарифа может исчисляться для российского гиганта примерно в 1--1,5 млрд долл. в год. В «Газпроме», естественно, полны решимости не допустить радикального пересмотра транзитной ставки. Впрочем, и со стороны самого «Газпрома» было бы логичным повышение тарифа на транспортировку среднеазиатского газа по территории России. Сейчас он составляет 1,7 долл. за тысячу кубометров на 100 км, и в целом транспортировка из Средней Азии на Украину по российским трубам обходится примерно в 10 долл. за тысячу кубометров. «Газпром» также может рассчитывать на двукратное увеличение ставки.
Понятно, что конкретная ценовая арифметика еще толком не началась, и многое будет зависеть от принципиальных договоренностей сторон по ключевым вопросам (как считать европейскую цену, поднимать ли ставку транзита и пустит ли Украина «Газпром» на внутренний рынок).
«Газпром» закупает около 42 млрд кубометров туркменского газа, около 8 млрд кубометров узбекского и 8 млрд казахского газа. Цена на этот год установлена на уровне 140 долл., 145 долл. и 160 долл. за тысячу кубометров соответственно. Большая часть этого газа поставляется на Украину по цене 179,5 долл., обеспечивая рентабельность для участников схемы поставок, с одной стороны, и приемлемую цену для Украины -- с другой.
До сих пор переговоры по цене проходили на сепаратной основе. Как правило, системообразующим фактором был исход торга с основным поставщиком -- Туркменистаном. Ориентируясь на Ашхабад, назначали свою цену в Ташкенте и Астане. Правда, в прошлом году «Газпром» с «Казмунайгазом» договорились, что операции с казахским газом (а он требует переработки на мощностях Оренбургского ГПЗ) будут идти по формуле, привязанной к европейским расценкам. Но при этом продавцом будет выступать совместное предприятие «Газпрома» и «Казмунайгаза», и таким образом, сверхприбыль будет делиться пополам.
Первый тревожный звонок прозвучал несколько месяцев назад. Как уже писала газета «Время новостей», в период торга по цене туркменского топлива на 2008 год Гурбангулы Бердымухамедов заводил разговор о европейских ценах и готовности идти за ними в обход России (намекая на возможности гарантировать поставки по Транскаспийскому газопроводу). Уже тогда было понятно, что требование среднеазиатских стран платить им по европейским ценам стало лишь вопросом времени. И, между прочим, «Газпром» своей кампанией по переходу на европейское ценообразование в странах СНГ и самой России приближал этот момент.
Но и активность эмиссаров из Брюсселя и Вашингтона, которые в последнее время отчаянно уговаривали Гурбангулы Бердымухамедова и Нурсултана Назарбаева поддержать Транскаспий, тоже сыграла свою роль. Как об этом подробно писала газета "Время новостей", в конце февраля спецпредставитель США в регионе Стивен Манн активно курсировал между Баку, Ашхабадом и Астаной, завлекая местных руководителей европейскими ценами на газ. А туркменскому министру энергетики в Брюсселе намекали на возможность начать двустороннюю работу в энергетической сфере, несмотря на сохраняющиеся у Европарламента вопросы к соблюдению прав человека в Туркменистане. Однако среднеазиатские лидеры предпочли более легкий путь к получению дополнительных денег за свой газ и сообща вышли на переговоры с «Газпромом».
Тем не менее, несмотря на создание газового картеля с участием Туркмении, позволяющее этой стране пренебречь давлением на нее по вопросу соблюдения прав человека, «у Евросоюза по-прежнему есть все причины для того, чтобы оказывать давление на Ашхабад», заявила вчера «Времени новостей» замдиректора «Хьюман Райтс Вотч» по Европе и Центральной Азии Рэйчел Денбер. «Заключение промежуточного торгового соглашения для финансирования и строительства газопроводов, конечно же, не было единственной целью Ашхабада и Брюсселя, -- говорит г-жа Денбер. -- Туркменистан и ЕС, без сомнения, хотят нормализовать свои отношения, чтобы со временем подписать полномасштабное соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Но поскольку в Туркменистане плохая ситуация с правами человека, ЕС отказался подписывать это соглашение с Ашхабадом. Поэтому рычаги влияния на Ашхабад еще есть».