Однако имеющая нейтральный статус Швейцария не побоялась благословить EGL на доведение крупной коммерческой сделки c политически неблагонадежным режимом до конца. Впрочем, теперь ее участникам предстоит решить вопросы транзита газа через Турцию, а также реализовать проект газопровода Trans Adriatic Project (TAP) из Греции на юг Италии (через Албанию и дно Адриатического моря). Партнером EGL по строительству трубы на паритетной основе месяц назад стала норвежская компания StatoilHydro, которая является участником проекта добычи газа с месторождения «Шах-Дениз» в Азербайджане и, вероятно, рассчитывает заполнить свою долю TAP азербайджанским топливом. Правда, на закупку газа с «Шах-Дениза» рассчитывают Турция, Греция, а также итальянская Edison, которая вместе с греческой DEPA готовит еще один трансадриатический газопровод (Poseidon).
Документ был подписан в присутствии министра иностранных дел Исламской Республики Иран Манучехра Моттаки и главы швейцарского федерального департамента иностранных дел Мишлин Кальми-Рей. «Мы присутствовали на подписании важного газового контракта между компаниями двух стран», -- сообщил г-н Моттаки на пресс-конференции после двухчасовых переговоров со швейцарской коллегой. В свою очередь г-жа Кальми-Рей отметила, что «Швейцария находится в центре Европы и нуждается в диверсификации поставок энергоресурсов». Хотя поставки именно иранского газа швейцарским потребителям не предполагаются, EGL планирует снабжать топливом свои электроэнергетические мощности на территории Италии. EGL намерена построить четыре электростанции на Апеннинах суммарной мощностью 2 тыс. МВт. Первая, расположенная в 35 км к северу от Неаполя, уже готова к вводу в эксплуатацию.
Г-жа Кальми-Рей подчеркнула, что соглашение не противоречит международному праву и резолюциям Совета Безопасности ООН. А накануне поездки в Тегеран сообщила, что договор о закупках иранского газа позволит снизить зависимость Европы от российских энергоносителей.
Еще один трансадриатический газопровод Poseidon пока что несколько отстает от конкурента. Edison и DEPA в конце января подписали письмо о намерениях учредить компанию для реализации проекта в течение месяца, но документ еще не подписан. Газопровод планируется запустить на полную мощность 8--10 млрд кубометров также в 2012 году. Основная проблема заключается в отсутствии контракта на закупку азербайджанского газа (проект в первую очередь ориентируется на сырье с «Шах-Дениза»). Хотя меморандум между Edison и ГНКАР уже довольно давно подписан, до сих пор не решены вопросы транзита с Турцией и Грецией и не согласованы условия поставок азербайджанского газа для греческих нужд. Вчера в Баку состоялась встреча министра развития Греции Христоса Фолиаса и министра промышленности и энергетики Азербайджана Натика Алиева, на которой хозяин встречи констатировал наличие «ряда проблем в поставках газа в Грецию» и далее в Италию. В частности, отметил он, двум странам еще предстоит подписать соглашение о купле-продаже газа. «Кроме того, для транспортировки газа в Грецию нам необходимо подписать с правительством Турции транзитное соглашение», -- заявил г-н Алиев. Дело в том, что несколько лет назад ГНКАР договорилась об экспорте газа в Турцию по довольно низким ценам без привязки к ценам на нефть. И, к примеру, в прошлом году компания была вынуждена продавать газ турецкой Botas по 120 долл., в то время как «Газпром» получал за тысячу кубометров в 2--2,5 раза больше. Кроме того, Турция претендует на право реэкспорта части азербайджанского газа в ту же Грецию.