Терпение кончилось
Вчера РСПП сообщил, что создает специальную рабочую группу, которая будет вести диалог с властями о препятствиях для модернизации ТЭКа — в первую очередь о чрезмерной налоговой нагрузке. А в минувшую пятницу на заседании комитета по энергетической.
А в минувшую пятницу на заседании комитета по энергетической политике РСПП налоговые предложения компании «Роснефть» представил замруководителя ее экспертной службы Александр Кочнев. Материалы презентации его доклада вчера удалось изучить «Ведомостям».
«Роснефть» выступает за новую дифференциацию налога на добычу нефти (см. врез). А наиболее подробные предложения касаются налогового стимулирования нефтепереработки. Сейчас экспортные пошлины на автобензины не дифференцированы в зависимости от качества топлива. Пошлины на светлые нефтепродукты почти вдвое выше, чем на темные, а наиболее высоки налоги на высокооктановые бензины, пишут авторы доклада. Все это приводит к тому, что наибольшую рентабельность (около 30%) имеют нефтеперерабатывающие заводы с простой перегонкой, выпускающие низкосортное топливо. А наименьшую (чуть более 10%) — предприятия со сложными техническими процессами, в том числе и нефтехимическими. Это не стимулирует производство качественных нефтепродуктов, заключают авторы.
Чтобы создать условия для развития нефтепереработки, нужно законодательно зафиксировать ставку экспортной пошлины на светлые нефтепродукты на уровне 60% от пошлины на нефть (сейчас она колеблется в пределах 71-73%), полагает «Роснефть». А чтобы предотвратить рост цен на нефтепродукты внутри страны, компания предлагает снизить акцизы на все виды моторного топлива на 500-1000 руб./т. Плюс для стимулирования модернизации предприятий отменить пошлины на импорт нефтеперерабатывающего оборудования.
«По сути, компания предлагает государству поделиться доходами с нефтяниками сейчас, чтобы стимулировать экономический рост в своей и смежных отраслях в будущем», — говорит аналитик «КИТ финанс» Константин Черепанов. По его подсчетам, если бы предлагаемая «Роснефтью» система установления пошлин действовала в течение последнего года, нефтяники дополнительно зарабатывали бы на экспорте каждой тонны светлых нефтепродуктов $31. А поскольку внутренние цены обычно следуют за экспортными, на столько же подорожало бы топливо и внутри страны. В итоге, подсчитал эксперт, дополнительный заработок «Лукойла» составил бы примерно $1 млрд, «Роснефти» — $800 млн, «Газпром нефти» — $600 млн. Но предлагаемое «Роснефтью» снижение акцизов, по оценке Черепанова, как раз и компенсировало бы рост внутренних цен вследствие уменьшения экспортной пошлины. В итоге потребители всех этих перемен не почувствовали бы, заключает он.
Предложения «Роснефти» нравятся «Лукойлу». По оценке представителя компании Геннадия Красовского, благодаря этим мерам российские НПЗ со временем достигли бы уровня европейских. Что позволит при тех же объемах переработки получать дополнительно 15-20 млн т высококачественных нефтепродуктов, объясняет он.
Проблема снижения налогов в нефтянке давно созрела, говорит аналитик ИГ «Капиталъ» Виталий Крюков. По его оценке, доля налоговой составляющей в добавленной стоимости в отрасли достигла 67-73%, тогда как у газовиков, например, она составляет всего 33-47%. По мнению эксперта, хорошим стимулом для развития нефтепереработки стала бы также дифференциация акцизов и пошлин в зависимости от качества нефтепродуктов — на высокосортное топливо они должны быть ниже, чем на низкосортное.
Чиновники уже успели ознакомиться с предложениями нефтяников. Идеи «Роснефти» относительно налогообложения нефтепродуктов совпадают с тем, что изложено в налоговой программе, которую на прошлой неделе направила в правительство министр экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина. Минфин пока размышляет: акцизы на бензин не индексировались с 2005 г., поэтому внутренняя нагрузка на компании снижается, говорит чиновник ведомства.