Греция дала согласие
Греция как один из наиболее вероятных участников «Южного потока» дала свое согласие присоединиться к российско-итальянскому проекту. Участие Греции в консорциуме было вполне предсказуемо, переговоры велись неоднократно.
Правительство Греции приняло решение присоединиться к проекту «Южный поток», об этом заявил министр развития Греции Христос Фолиас. При этом министр отметил, что в настоящее время ведутся переговоры о покупке газа у Азербайджана и Алжира. Г-н Фолиас высоко оценивает Россию как крупного игрока на энергетическом рынке и добавляет, что власти Греции уже работают над техническими деталями соглашения с Россией.
Напомним, что до Греции по газопроводу «Южный поток» согласились транспортировать газ такие страны, как Болгария, Сербия, Венгрия. Эксперты единодушны во мнении, что Греция вполне логично становится участником консорциума. «Греция — обязательный участник южной ветки газопровода, без нее невозможно вести ветку в Южную Италию, к тому же ее участие планировалось изначально. На альтернативный вариант ведения южной ветки газопровода через Македонию и Албанию «Газпром» вряд ли бы согласился», — говорит аналитик инвестиционной компании «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров. «Отклонения проекта по Греции не должно быть в отличие от Словении и Австрии», — соглашается аналитик ИГ «КапиталЪ» Виталий Крюков. Источник в «Газпроме» позитивно оценивает присоединение Греции к «Южному потоку», называя согласие греческого правительства «правильным решением».
По мнению начальника аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис» Максима Шеина, для Греции «Южный поток» означает в первую очередь миллионы долларов за прокачку газа через территорию страны. По подсчетам г-на Александрова, годовая выручка Греции от транзита газа будет составлять приблизительно 140 млн долл.
«Газпрому» присоединение Греции к газопроводу позволит диверсифицировать рынки сбыта и увеличивать объемы экспорта газа в Центральную Европу, считает Максим Шеин. Г-н Крюков считает целью «Газпрома» не оптовые поставки газа на европейский рынок, а продажу сырья конечным потребителям.
Согласие Греции на участие в «Южном потоке» снижает вероятность реализации газопровода Nabucco, считает Дмитрий Александров. Несмотря на то что смета «Южного потока» значительно превышает удельную себестоимость Nabucco, российско-итальянский газопровод будет построен быстрее, у него ожидается стабильная загрузка среднеазиатским сырьем в отличие от европейского конкурента. Туркмении как основному поставщику газа удобнее работать с Россией, поскольку «Газпром» уже согласился выкупать туркменский газ по европейской цене. К тому же российский энергохолдинг зарекомендовал себя как надежный контрагент в сотрудничестве со среднеазиатскими странами. Виталий Крюков согласен с мнением своего коллеги: «Действительно, у Туркмении отпадает необходимость поставлять газ в Европу, потому что «Газпром» будет платить рыночную цену за газ». Тем не менее, по его словам, не исключено, что в дальнейшем «Южный поток» и Nabucco будут взаимодополнять друг друга. А тот факт, что Греция проводит переговоры о покупке газа у Азербайджана и Алжира, г-н Крюков объясняет тем, что Греция таким образом нивелирует риски, диверсифицируя поставщиков.