Одной нефтью жив не будешь
Крупнейшее, а также самое богатое нефтью из семи княжеств, составляющих Объединенные Арабские Эмираты, -- Абу-Даби -- решило сделать туризм одним из столпов национальной экономики.
Абу-Даби, правителя которого шесть других эмиров ОАЭ по традиции всегда выбирают президентом объединенной страны, до сих пор играет роль политической и нефтяной столицы федерации. Торговым и туристическим центром ОАЭ по праву считается другой эмират -- Дубай, на территории которого нефти почти нет, зато создан один из крупнейших финансовых, транспортных и коммерческих узлов мира.
Стремясь диверсифицировать свою экономику, Абу-Даби решил отчасти повторить успех соседей. Вчера на презентации стратегического плана ТААБ на 2008--2012 годы генеральный директор этой организации Мубарак аль-Мухайри специально подчеркнул, что этот план «не опирается на нефтяные ресурсы». Он основывается на прогнозе притока иностранных туристов в Абу-Даби. В прошлом году здесь побывали 1,45 млн гостей из-за рубежа (к ним местная статистика относит не только отдыхающих, но и бизнесменов, а также участников международных конференций). В 2012 году их, как предполагается, будет 2,7 млн. Этот прогноз на 12,5% выше, чем тот, который был сделан в 2004 году при создании ТААБ. Соответственно пересмотрены в сторону повышения и строительные планы.
Сейчас все отели Абу-Даби насчитывают 12 тыс. номеров. Первоначально намечалось довести их число в 2012 году до 21 тыс. Однако новый стратегический план увеличивает этот контрольный показатель еще на 4 тыс. комнат и предусматривает в 2012-м иметь их 25 тыс., то есть увеличить более чем вдвое по сравнению с нынешним уровнем. Г-н аль-Мухайри подчеркнул, что власти эмирата не собираются строить новые отели самостоятельно, а лишь будут способствовать частным инвесторам с выдачей лицензий и отводом земельных участков. «Правительство будет заниматься мегапроектами, которые привлекут туристов в Абу-Даби», -- заявил гендиректор ТААБ.
Одним из таких проектов председатель ТААБ, член правящей в Абу-Даби семьи аль-Нахьян, шейх Сультан бен-Тахнун назвал развитие собственной авиакомпании Etihad. Она составляет конкуренцию более известной в мире эмиратской авиакомпании Emirates, базирующейся в Дубае.
Правда, в отличие от Дубая власти Абу-Даби не намерены привлекать гостей со средними запросами и доходами. Девиз объявленной вчера стратегии -- «Капитализировать культуру, ценности и традиции эмирата». Г-н аль-Мухайри объяснил так: «Мы не заинтересованы в так называемом массовом туризме. Мы хотим привлечь выдающихся, качественных гостей и создаем для них инфраструктуру выдающегося качества». Он также сказал, что власти рассчитывают «превратить эмират в туристическое направление мирового уровня».
О том, на какие рынки ориентируется ТААБ, можно будет судить по тому, где она открывает туристические представительства. Сейчас их три: в Италии, Австралии и Китае. К 2012 году их число достигнет 12, сказал г-н аль-Мухайри, не уточняя, где еще они будут открыты.