Бензиновая лихорадка
Европа вскоре столкнется с повышением цен на бензин. В Великобритании планируемая забастовка рабочих нефтеперерабатывающего предприятия стала причиной рекордного повышения цен на автомобильное топливо.
Коллектив завода, располагающегося в шотландском местечке Грейнджмут (Великобритания), на следующей неделе собирается организовать 48-часовую забастовку. Профсоюз одного из крупнейших НПЗ страны намерен такими радикальными методами добиваться сохранения гарантий по пенсиям. В связи с этим на автозаправочных станциях юга Шотландии и севера Англии в последние сутки произошел значительный рост продаж бензина, передает ИТАР-ТАСС. Цены на топливо на британских АЗС достигли исторического рекорда, составив 1 фунт 8 пенсов (2,16 долл.) за литр стандартной марки.
Напряженная ситуация потребовала вмешательства Джона Хаттона. Он призвал соотечественников «не поддаваться панике» и не скупать бензин на будущее, что по сути привело к обратному эффекту.
Великобритания уже не первый раз встречается с топливным кризисом. Резкое повышение цен на автомобильное топливо в 2005 году стало неожиданностью для многих европейских стран. Средняя стоимость одного литра бензина для Евросоюза тогда достигла отметки полутора долларов.
Во второй половине 2000 года по Европе прокатилась волна забастовок автоперевозчиков, протестовавших против повышения цен на нефтяные виды топлива. В Германии, Великобритании, Бельгии, Франции и других европейских странах водители грузового транспорта и фермеры перекрыли дорожное движение и заблокировали работу нефтеперерабатывающих предприятий.
Власти ряда европейских стран тогда согласились уступить требованиям бастующих и снизить налоги на бензин. В свое время среди отказавшихся идти на уступки демонстрантов оказался премьер Великобритании Тони Блэр. Такое решение способствовало дальнейшему распространению паники и стало стимулом для закупки населением горючего впрок.
Аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин считает, что нынешний конфликт в Великобритании скорее всего будет иметь локальный характер и не выльется в масштабные забастовки 2000 года. Однако он не исключает дальнейшего роста цен на бензин в Великобритании и других странах Европы. Аналитик отмечает, что стабилизировать данную ситуацию трудно из-за отсутствия четких механизмов регуляции цен внутри страны, а это проблема многих европейских стран. Кроме того, крайне сложно справиться с кризисом, вызванным ростом потребления топлива.
По словам Дмитрия Лютягина, в данной ситуации уместен пример скандинавских стран, правительства которых занимаются обучением людей экономно использовать ресурсы. Затраты на это обучение уже включены в цену нефтепродуктов.
Считается, что именно в скандинавских странах установлена самая высокая цена на топливо. Для Европы характерно повышение цен топлива с юга на север. Дмитрий Лютягин обращает внимание, что «цены в других европейских странах незначительно отличаются от Великобритании, тогда как в США стоимость бензина намного ниже европейской». Ценовая разница объясняется высокими налогами, которые в странах Евросоюза составляют около 70% от цены топлива.