USD 97.4402

+0.42

EUR 105.8415

+0.32

Brent 72.65

-0.38

Природный газ 2.649

-0

...

Казахстан не дождался

Казахстан начинает развивать маршруты экспорта нефти в обход России.

Казахстан не дождался

Казахстан начинает развивать маршруты экспорта нефти в обход России. Вчера в Астане на заседании казахстанско-азербайджанской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Сауат Мынбаев сообщил, что верхняя палата парламента страны сегодня планирует ратифицировать договор с Азербайджаном «о поддержке и содействии транспортировки нефти по системе Баку--Тбилиси--Джейхан». В свою очередь, исполнительный директор по транспортировке "Казмунайгаза" Арман Дарбаев сообщил, что его компания и госнефтекомпания Азербайджана планируют подписать соглашение об основных принципах реализации проекта строительства Транскаспийской нефтетранспортной системы. "Документ практически готов и мы рассчитываем, что он будет подписан в самое ближайшее время, надеюсь в течение месяца", -- цитирует его Интерфакс. По его словам, после подписания соглашения стороны создадут СП, которое займется реализацией проекта.

Как известно, из-за позиции правительства России, настаивающего на синхронизации расширения Каспийского трубопроводного консорциума со строительством Трансбалканского нефтепровода Бургас--Александруполис, КТК сможет прокачивать 67 млн тонн (сейчас -- около 32 млн) в год не ранее 2014 года. В связи с этим Казахстан направит нефть месторождений «Кашаган» и «Тенгиз» (добыча которых в этом году составит более 40 млн тонн, а через несколько лет может вырасти до 120 млн тонн в год), в Турцию. Что, разумеется, не принесет России никаких дивидендов.

Проект создания нового экспортного маршрута казахской нефти предполагает транспортировку нефти по маршруту Ескене--Курык, далее морем до Азербайджана и затем -- через систему Баку--Тбилиси--Джейхан. В рамках Транскаспийской системы необходимо построить терминалы на казахстанском и азербайджанском побережьях Каспия, а также закупить танкеры. «Первый этап, предусматривающий строительство трубопровода Ескене--Курык, оценивается предварительно в 1,3--1,4 млрд долл., -- заявил Дарбаев. -- Точная цифра будет определена по результатам технико-экономического обоснования проекта, подготовку которого завершит к концу 2008 года компания "Казтрансойл". Мощность нефтепровода составит на начальном этапе 23 млн тонн в год с последующим расширением до 38 млн тонн, а затем -- до 56 млн тонн. Создание терминала в Курыке оценивается в 500--600 млн долл. Все работы по проекту планируется осуществить в период 2008--2012 гг. и подготовить систему к концу 2012 года». Г-н Мынбаев вчера отметил, передает ИТАР-ТАСС, что эксперты "Казмунайгаза" уже находятся в Азербайджане и в ближайшее время попытаются урегулировать все технические вопросы по формированию морской части казахстанско-каспийской системы транспортировки.

О том, что именно этот экспортный маршрут считается более перспективным, на днях говорил вице-президент Chevron, которая является оператором проекта разработки «Тенгиза», Иэн Макдолналд. «Chevron выступает за развитие транспортных мощностей как на южном (прежде всего через систему Баку--Тбилиси--Джейхан. -- Ред.), так и на северном (через КТК. -- Ред.) направлении, -- заявил он в понедельник. -- И хотя мы на собственном опыте убедились в надежности КТК как транспортной магистрали, задержка с расширением КТК заставляет нас усомниться в долгосрочных перспективах роста объемов транспортировки нефти в северном направлении. На южном направлении существует потенциал для долгосрочного развития. Данный маршрут будет связан с «Кашаганом» и станет стимулом для строительства новых портовых сооружений на юге Казахстана, а также модернизации Бакинского терминала, использованию танкеров большей вместительности для транспортировки через Каспий и в перспективе -- строительства нового трубопровода Баку--Супса».

Он упрекнул Россию за то, что она ведет разговоры с участниками КТК о расширении системы с 2002 года, однако реально процесс сдвинулся с места только сейчас. Россия же ранее неоднократно выражала озабоченность экономической неэффективностью проекта, задолженность которого составляет 5 млрд долл., указывая, что увеличение мощности приведет лишь к еще большей задолженности и отодвинет срок получения дохода от транзита нефти по КТК. В сентябре прошлого года акционеры КТК одобрили повышение тарифа на прокачку и решили, что подписание документа о расширении мощности трубопровода состоится до конца 2008 года. При этом ТЭО расширения пропускной способности нефтепровода действует только до сентября этого года, а разработка нового может занять до двух лет.

Проект же строительства Транскаспийского нефтепровода показывает, что промедление в подобных вопросах может иметь весьма серьезные экономические последствия. Ведь цена вопроса -- 1,3 млрд долл. в год в виде неполученного КТК дохода от прокачки нефти.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram