Осталось убедить двоих
Межправительственное соглашение о строительстве газопровода «Южный поток» на территории Греции подписали вчера министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко и министр развития Греции Христос Фольяс.
Для строительства газопровода Россия и Греция создадут совместное предприятие на паритетных началах, сообщила вчера пресс-служба Минпромэнерго. По словам Христенко, Россия будет поставлять в Грецию до 10 млрд куб. м газа в год. Потребность Греции в газе за 10 лет удвоится, а Россия сможет ее удовлетворить полностью, заявил предправления «Газпрома» Алексей Миллер. Получить комментарии греческой стороны не удалось.
Заявления Миллера и Христенко скорее политические, считает аналитик «Тройки диалог» Валерий Нестеров. Потребности Греции в газе значительно меньше — 3,2 млрд куб. м газа в 2006 г., по данным ВР. А получать топливо Греция предпочитает из нескольких источников: природный газ — из Азербайджана, а сжиженный — из Алжира и других стран. Вряд ли Греция откажется от диверсификации, чтобы полностью зависеть от российских поставок, полагает Нестеров.
Греция — пятый участник «Южного потока» из семи, с которыми надо было договориться. Хотя точный маршрут «Южного потока» пока не определен, предполагается, что из России в Болгарию пройдет морская часть, а далее планируется одну ветку протянуть через Грецию до юга Италии по дну моря, а вторую — через Сербию и Венгрию в Австрию. Соглашения с Сербией, Болгарией и Венгрией Россия подписала в начале года. Италия входила в проект изначально.
Остается договориться с Австрией и Украиной, поскольку трубопровод пойдет в ее экономической зоне по дну Черного моря. Но пока можно говорить о том, что решена судьба только одной ветки — из Болгарии в Грецию, но не самой трассы, говорит Нестеров.
Основной конкурент «Южного потока» — проект Nabucco, предусматривающий поставки через Турцию ближневосточного газа объемом 25-30 млрд куб. м газа в год в Австрию через Болгарию, Румынию и Венгрию. По мнению Нестерова, несмотря на то что «Газпром» спешит застолбить за собой Центральноевропейский регион, ставить крест на Nabucco рано, ведь потребление в Европе растет, а проект активно поддерживает ЕС.