Партизанские котировки
Цены на нефть 8 и 9 мая совершили резкий скачок к отметке 126 долл. за баррель -- за два дня рост составил более 6 долл. А за неделю они поднялись примерно на 10 долл., и прогноз 200 долл. за баррель уже в этом году стал более убедительным.
Когда в России гремел салют в честь Дня Победы, на американской бирже NYMEX цена барреля эталона WTI достигла 126,27 долл. Высокие цены стали поводом для того, чтобы США лишний раз выступили с призывом к ОПЕК увеличить объем предложения на рынке. Однако источник в картеле сообщил информагентствам, что до сентябрьской сессии организация внеочередных встреч не планирует, так как считает, что дефицита нефти нет. "Кризис на мировых фондовых рынках и значительное ослабление доллара заставили инвесторов искать больших прибылей в торговле сырьем, особенно на рынке нефтяных фьючерсов, -- цитирует Reuters генерального секретаря ОПЕК Абдуллу аль-Бадри. -- Это послужило толчком к росту цен. ОПЕК будет стремиться к стабильному и сбалансированному рынку, цены которого отражают фундаментальные показатели и благоприятны как для производителей, так и для потребителей".
Так же считает министр нефти Ирана Голам Хосейн Нозари: «Не нефть стала дороже, доллар стал дешевле. 200 долл. за баррель -- это будет скоро». Впрочем, подобные заявления в большей степени носят политический характер. За последний год нефть подорожала в два раза: 11 мая 2007 года баррель WTI стоил 62,44 долл., сейчас (по итогам торгов 9 мая) -- 125,91 долл. Североевропейский сорт Brent за это время подорожал с 65,55 до 122,98 долл. за баррель, российская Urals -- с 62,1 до 119,03 долл. Доллар же по отношению к евро подешевел за год лишь на 12,5%, с 1,3544 до 1,5485. Поэтому говорить о том, что цена на нефть поднимается исключительно за счет падения доллара, по меньшей мере некорректно. Скорее, на нефтяные цены оказал серьезное влияние кризис ликвидности, который начался в США и привел к тому, что теперь все чаще говорят о возможности рецессии американской экономики. В результате инвесторы предпочли спекулировать не на финансовых рынках, а на товарных, прежде всего на нефтяном.
Спекуляции им весьма удаются. Это подтверждает реакция рынка на информацию о связях Уго Чавеса с колумбийскими партизанами. Впервые об этом заговорили в марте, когда в Колумбии на территории Эквадора в компьютере убитого лидера партизан были обнаружены подозрительные файлы. «Там было письмо, написанное одним из членов секретариата FARC (сокращенное название группировки «Революционные вооруженные силы Колумбии». -- Ред.), в котором говорится, что группа получила предложение от Чавеса организовать нефтяное предприятие, чтобы иметь постоянный приток денежных средств», -- говорил один из колумбийских чиновников. Эти файлы стали изучать эксперты Интерпола, а в начале мая американские сенаторы сделали запрос колумбийским властям с целью выяснить, насколько верна просочившаяся в СМИ информация о связях Венесуэлы с боевиками. Журналисты утверждали, что глава МВД Венесуэлы Рамон Родригес Чакин якобы просил FARC поделиться с венесуэльскими силовиками опытом ведения партизанской войны на случай нападения со стороны США. А в минувшую пятницу американские чиновники заявили информагентствам: после изучения файлов на компьютере колумбийского партизана выяснилось, что «связи Уго Чавеса с колумбийскими мятежниками более глубоки, чем считалось до сих пор». «Это (анализ информации, содержащихся в файлах. -- Ред.) укрепило уверенность американского правительства в том, что Чавес пытается различными способами добиться влияния в регионе, и это влияние до некоторой степени можно рассматривать как дестабилизацию», -- заявил Reuters чиновник. Другой представитель американского правительства добавил: «Причастность (к FARC -- Ред.) властных структур Венесуэлы, кажется, действительно высока».
Официальный ответ на запрос американских сенаторов должен быть получен 15 мая. И он может послужить основанием для введения экономических и политических санкций против Венесуэлы. «Если будут введены санкции, то я уверен, что Чавес прекратит поставки нефти в США», -- заявил АР аналитик Alaron Trading Corp Фил Флинн. Ежедневно Венесуэла экспортирует в Америку около 1,5 млн баррелей нефти. Это 15% от всего нефтяного импорта США, и заместить столь серьезный объем будет весьма непросто. Разумеется, цены на нефть в этом случае пойдут вверх.
Впрочем, Венесуэла уже демонстрирует, что собирается переориентировать нефтяной экспорт. На прошлой неделе министр нефти страны Рафаэль Рамирес сообщил, что Exxon отказалась от закупок сырья для своего завода в Шалметте (пригород Нового Орлеана) у Petroleos de Venezuela (PdVSA) из-за судебных споров. А потому высвободившиеся 190 тыс. баррелей в сутки были проданы китайской China National Petroleum Corporation (CNPC). Кроме того, Венесуэла и Китай 9 мая в Каракасе подписали соглашение о создании совместного предприятия по добыче нефти в бассейне реки Ориноко. Сырье будет поставляться на нефтеперерабатывающий завод в Китае, о строительстве которого PdVSA и CNPC также договорились в минувшую пятницу. Будущий НПЗ будет перерабатывать 400 тыс. баррелей нефти в день. Как известно, Уго Чавес поставил задачу поставлять в Китай 1 млн баррелей нефти в сутки к 2011 году (сейчас, по данным Reuters, Китай получает от Венесуэлы около 300 тыс. баррелей сырой нефти и нефтепродуктов в день).