Приморск принимает нефтепродукты
Завтра в Приморске будет запущена первая очередь нового морского терминала «Транснефтепродукта», входящего в состав нефтепродуктопровода Кстово — Ярославль — Кириши — Приморск стоимостью свыше 1,3 млрд долл.
Терминал «Транснефтепродукта» — конечная точка нефтепродуктопровода Кстово —Ярославль — Кириши — Приморск мощностью 24,6 млн т в год. Глава Росморречфлота Александр Давыденко заверил вчера, что вся портовая инфраструктура на терминале полностью готова к приему судов в необходимом объеме. Правда, первая очередь этого трубопровода «Транснефтепродукта» составит лишь 8,4 млн т в год. Однако даже такой объем принесет компании 5,7 млрд руб. в год только за прокачку нефтепродуктов, согласно утвержденной в апреле Федеральной службой по тарифам ставке 681,2 руб. за тонну. Еще около 500 млн руб., по оценкам экспертов, сможет принести перевалка продукции российских НПЗ на суда на новом морском терминале. С выходом проекта на полную мощность «Транснефтепродукт» сможет зарабатывать до 16,7 млрд руб. в год за прокачку нефтепродуктов по трубопроводу и около 1,5 млрд руб. в год за перевалку на суда.
Морской терминал владельца 100% акций «Транснефтепродукта», ОАО «АК «Транснефть», работает в Приморске с 2001 года. До сих пор там переваливалась только сырая нефть, доставляемая по нефтепроводу БТС. Кроме двух причалов 100-процентной дочерней компании «Транснефти» ООО «Спецморнефтепорт Приморск» на терминале работают также два причала ООО «Трансфлот». Финансирование проекта стоимостью 140 млн долл. по строительству этих двух причалов, удвоивших в 2006 году пропускную способность терминала «Транснефти», велось Сбербанком. В январе 2008 года «Трансфлот» вместе с рядом других сервисных компаний был приобретен структурами «Газпром нефти».
Работу по обслуживанию заходящих в порт Приморск судов выполняет дочерняя структура «Транснефти» ЗАО «Морской портовый сервис», а также ЗАО «Совфрахт-Приморск», акционеры которого не афишируются. Руководство порта запретило отгрузку нефти на суда, обслуживающиеся сторонними вспомогательными судами, и ввело обязательную буксирную проводку всех заходящих в порт танкеров. Однако теперь эта монополия будет разрушена в пользу еще одной 100-процентной госкомпании.
Для участия в завтрашних торжественных мероприятиях по открытию терминала «Совкомфлот», один из крупнейших судовладельцев, работающих в Приморске, уже прислал свой самый новый танкер «Транссиб» дедвейтом 47,4 тыс. т, построенный в апреле на Адмиралтейских верфях в Петербурге. Одновременно «Совкомфлот» займется в Приморске и обслуживанием судов, что станет для него дебютом на рынке вспомогательного флота. Как стало известно РБК daily, ее структуры заказали строительство двух крупных азимутальных буксиров мощностью до 3,7 тыс. л.с. у голландской судоверфи Damen Shipyards. На мировом рынке такие суда стоят порядка 7 млн евро каждый. Поставлены заказчику они будут примерно через полтора-два года и предназначены исключительно для работы в Приморске.