В Греции кончился бензин
В Европе продолжается волна локальных топливных кризисов. За волнением рабочих НПЗ в Великобритании последовала забастовка водителей бензовозов в Греции, что привело к дефициту топлива и резкому росту цен на него.
АЗС Греции остались без бензина из-за продолжающейся акции протеста водителей бензовозов. Владельцы автоцистерн требуют от правительства Греции увеличения стоимости их услуг на 13%, в то время как власти приняли решение увеличить плату за развозку топлива по стране лишь на 5%. Президент Союза водителей бензовозов Георгиос Тсиамос заявил, что они готовы договариваться с правительством. Прошедшая в пятницу встреча профсоюза с министром транспорта и коммуникаций Греции Константиносом Хатзидакисом привела к некоторым уступкам со стороны властей, в частности, к отмене для бензовозов запрета на выезд на общенациональные магистрали в выходные дни, который действует для всех видов большегрузного транспорта.
Как передает ИТАР-ТАСС, в выходные очереди перед заправками, на которых еще осталось горючее, достигали двух километров. Часть бензоколонок была закрыта в воскресенье, а цена бензина на оставшихся выросла на 35%. Возросшая цена на бензин спровоцировала недовольство водителей. При полном прекращении сбыта через АЗС оптовые продавцы топлива могут терять порядка 43 млн евро в сутки, подсчитал Дмитрий Александров из ИК «Файненшл Бридж».
В каждой стране есть стратегические резервы топлива, которых хватило бы на пару кварталов при полном его потреблении, добавляет г-н Александров, в Греции также есть запасы, но нет возможности их доставить. Практически все греческие НПЗ принадлежат государству, но частные компании, нуждающиеся в топливе, по словам Виталия Крюкова из ИГ «КапиталЪ», могли бы самостоятельно забрать продукцию с НПЗ, если бы водителями бензовозов не был перекрыт доступ к ним.
В конце апреля подобный топливный кризис наблюдался в Великобритании, когда забастовка рабочих парализовала работу крупнейшего НПЗ Ineos, снабжавшего топливом южную и центральную часть Шотландии, а также значительную часть Великобритании. Волнения рабочих, требующих изменения порядка пенсионных выплат, заставили нефтяную компанию British Petroleum остановить прокачку по трубопроводу Fortis, в результате чего некоторые АЗС остались без продукции. Несмотря на призывы властей не поддаваться панике, автомобилисты, опасаясь дефицита горючего, стали запасаться впрок, что, соответственно, подстегнуло цены на бензин.
Дмитрий Лютягин, аналитик ИК «Велес Капитал», не исключает, что волна забастовок может продолжиться, как это было в 2000 году, когда в Германии, Великобритании, Бельгии, Франции и других странах автоперевозчики протестовали против повышения цен на нефтепродукты. Власти ряда европейских стран тогда согласились уступить требованиям бастующих и снизить налоги на бензин. В свое время среди отказавшихся идти на уступки демонстрантов оказался премьер Великобритании Тони Блэр. Такое решение способствовало дальнейшему распространению паники и стало стимулом для закупки населением горючего впрок. Серьезные экономические последствия от локальных забастовок невозможны, считает эксперт, но при одновременном и массовом движении, объединившись с другими странами Европы, водителям удалось бы переломить ситуацию в свою сторону. Но тогда это привело бы к потерям прибыли предприятий, зависящих от поставок нефти и нефтепродуктов.
Топливный кризис в Греции, также как и в Великобритании двумя неделями раньше, имеет не сырьевую, а социальную природу, считает Дмитрий Александров. Как только ситуация стабилизируется, цены на бензин с большой долей вероятности поползут вниз. «Похожий эффект мы видели после возобновления поставок североморской нефти на НПЗ в Шотландии. После забастовки следует ожидать снижения внутренних цен на автомобильное топливо в самой Греции», — говорит аналитик.
Тем не менее, по словам г-на Крюкова, следствием топливных кризисов могут стать увеличение спроса на бензин и дизельное топливо в Европе и рост цен на эту продукцию, а также повышение энергозависимости от России и стран Ближнего Востока — основных поставщиков сырья. По его данным, спрос европейских стран на дизельное топливо к 2020 году вырастет на 34%, до 300 млн т в год. В 2007 году только Россия экспортировала в Европу около 34 млн т дизельного топлива; ожидается, что к 2030 году эти объемы увеличатся в два раза.