Балтийский маршрут
Новый премьер Владимир Путин решил направить нефтегазовые экспортные потоки на путь истинный.
Вчера властною рукой Владимир Владимирович провел маршрут Балтийской трубопроводной системы (БТС-2) до Усть-Луги (в общей сложности существует шесть вариантов этого проекта) и огласил программу налоговых преференций для нефтяных компаний, способных увеличивать добычу и соответственно те самые экспортные потоки.
План Путина для нефтянки насчитывал пять стимулирующих пунктов. «Во-первых, необходимо снизить НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых. -- Ред.), -- начал он. -- Проект закона подготовлен, и его нужно быстрее вносить в парламент. Во-вторых, установить налоговые каникулы сроком на семь лет, это нормальная практика для компаний, ведущих геологоразведку и разработку новых месторождений. В-третьих, изменить схему администрирования налога по выработанным скважинам. В-четвертых, усовершенствовать порядок амортизации месторождений. В-пятых, ввести новую систему пошлин и акцизов на нефтепродукты глубокой переработки».
Некоторые из этих предложений уже обсуждались и ранее, а, например, снижение НДПИ с 2009 года прямо анонсировалось Министерством финансов. Однако напор, с которым премьер взялся за диверсификацию экспортных «сырьевых» маршрутов и стимулирование добычи, пожалуй, говорит о том, что российский энергетический сектор остается главным отраслевым приоритетом властей.
Направление возможных «премьерских поправок», похоже, действительно будет в первую очередь связано с экспортом. Он сам, находясь с визитом на Финском заливе, в портах Приморск и Усть-Луга, это несколько раз подчеркнул. «Мы обязаны снизить транзитные риски для наших энергоносителей на отдельных направлениях. Должны адекватно отвечать на попытки отбора газа и завышение транзитных пошлин, отстаивать свои интересы», -- пояснил премьер-министр. Именно с диверсификацией экспортных маршрутов сырья, убеждал г-н Путин, «связано в целом повышение экономического потенциала России».
Следует напомнить, что сам проект БТС-2 представляет собой ответвление от экспортного нефтепровода "Дружба" и возник в январе прошлого года -- после конфликтов с Александром Лукашенко вокруг транзита российской нефти -- как альтернатива (или скорее дополнение) маршруту через Белоруссию. Однако до сих пор считалось, что это политическое решение экономически не слишком привлекательно, к тому же было непонятно, хватит ли нефти для заполнения БТС-2.
Однако у нового премьера в отличие от некоторых его подчиненных -- чиновников Министерства промышленности и торговли, а также Министерства энергетики не возникает сомнений, что строительство БТС-2 нужно. Тем не менее в Усть-Луге он специально провел совещание, чтобы выяснить возможности ресурсной базы для заполнения новой ветки.
Президент "Транснефти" Николай Токарев презентовал доклад, в котором были представлены возможности БТС-2: пропускная мощность нового нефтепровода может составить 50 млн тонн в год.
До совещания представители Минпрома не могли ответить на вопрос, действительно ли хватит ресурсов, чтобы заполнить новую ветку. Поскольку последнее время просчитывалось строительство нефтепровода Восточная Сибирь -- Тихий океан, все прежние расчеты подверглись пересмотру.
Корреспондент «Времени новостей» поинтересовался у нового вице-премьера Игоря Сечина, которому поручено кураторство энергетики, что он думает насчет БТС-2. «У меня есть своя позиция, но решение примет премьер. И у Сергея Шматко (новый министр энергетики. -- Ред.), он очень грамотный человек, тоже есть своя позиция. Он системщик. Мне кажется, он будет иметь перспективу. Не думаю, что его позиция будет кардинально отличаться от прежней позиции Минэнерго. В эти дни он активно вел консультации по этому вопросу».
В любом случае трудно представить, что г-н Путин изменит свое решение по БТС-2. Несмотря на все "но": уже просчитанное удорожание проекта, хотя бы просто из-за инфляции, остающиеся сомнения по наполняемости трубы, на то, что проектная мощность была пересчитана в сторону уменьшения -- с 75 млн тонн в год до 50 млн. И это путинское решение можно считать политическим.
Именно поэтому, очевидно, Владимир Путин никому не доверил подведение итогов совещания, решив лично опровергнуть все аргументы против. «Проблем с загрузкой нефтепровода не будет», -- заявил премьер и привел цифры: при налоговых преференциях нефтяники обещали дополнительно добыть к 2015 году 60 млн тонн нефти, из них, по словам главы правительства, для БТС-2 будет произведено 30 млн тонн сырой нефти и 18--20 млн тонн нефтепродуктов.
Правда, несмотря на эти обещания, г-н Путин решил все-таки подстраховаться. Он сообщил о своих беседах с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, который проявил интерес к проекту. В случае положительного решения это могло бы означать, например, что наши соседи были бы готовы участвовать в строительстве БТС-2 и загружать будущий трубопровод казахстанской нефтью.
А чуть ранее российский премьер дал старт еще одному проекту по диверсификации экспорта. Он "запустил" первую очередь нефтепродуктопровода «Север». Его мощность составит 8,4 млн тонн светлых нефтепродуктов в год. Через десять месяцев может быть запущена и вторая очередь, которая расширит возможности экспорта до 24 млн тонн. «Это значит, что грузы, идущие через страны Балтики, будут переориентированы (на Приморск. -- Ред.). Очень рассчитываю на то, что это будет сделано в ближайшее время», -- пояснил смысл своего трубопроводного маневра г-н Путин.
...А еще до начала совещания в Усть-Луге его участников встречал человек, певший хриплым голосом под Высоцкого: "Наши трубы в Европу идут. Верим, верим в российский продукт". Так что народ посыл премьера понял верно.