Страховочный вексель
Основатель «Русснефти» Михаил Гуцериев 30 июля 2007 г. объявил, что оставляет бизнес и продает компанию из-за давления Генпрокуратуры и налоговиков. Долги «Русснефти» приближались тогда к 126 млрд руб. А денежных средств на счетах было 11 млрд руб.
Varadero могла действовать в интересах Гуцериева, рассуждает один из его знакомых. А покупка векселя могла быть частью объявленной в июле сделки с «Базовым элементом» Олега Дерипаски, предполагает он. Дело в том, что почти 64% акций «Русснефти» требует изъять в пользу государства Федеральная налоговая служба (ФНС), акции арестованы, судебные заседания постоянно переносятся. Дерипаска не хотел рисковать деньгами, а Гуцериеву они нужны были уже тогда: он собирался покинуть страну. Логика выбранной схемы такова: при победе ФНС Дерипаска не потеряет этих денег, при успешном закрытии сделки Гуцериев получит платеж от структур «Базэла» и погасит вексель, рассуждает собеседник «Ведомостей». Считает логичной такую схему и партнер юрфирмы «Юст» Артур Рохлин. Но подтвердить ее в выходные не удалось.
Юридический адрес Varadero — почтовый ящик в Тортоле (№ 71). По нему зарегистрирована известная юрфирма Harneys, а вместе с ней сотни трастов и компаний — от TNK Enterprise Ltd (структура ТНК-BP) до Medco Services украинского олигарха Рината Ахметова. Ранее знакомые Гуцериева говорили «Ведомостям», что летом 2007 г. он получил $3,5 млрд за контроль в «Русснефти». Но Дерипаска недавно назвал эту цифру «далекой от реальности».
Дерипаска пообещал, что купит «Русснефть», когда получит санкцию Федеральной антимонопольной службы, а та ждет судебных решений по тяжбе ФНС. Представители «Базэла» не стали комментировать прошлогодние сделки «Русснефти». Получить комментарии основных кредиторов компании — Glencore и Сбербанка — вчера не удалось.