Всех заправляет Минфин
В последнюю неделю мая правительство готово внести в Госдуму законопроекты о снижении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и дифференциации акцизов на бензин.
Предложение по снижению НДПИ, по расчетам Минфина, должно сэкономить нефтяной отрасли за год порядка 100 млрд руб. Предполагается, что расчет налога уже со следующего года будет вестись по новой методике: необлагаемый минимум в цене каждого барреля будет повышен с 9 до 15 долл. 100 млрд руб. экономии для нефтяников -- это, с другой стороны, 100 млрд руб. выпадающих доходов федерального бюджета.
Как считает правительство, снижение налогового бремени даст нефтяникам возможность инвестировать в разработку новых месторождений и продолжать осваивать выработанные участки. Добычу с сильно истощенных месторождений при нынешних условиях налогообложения нефтяники считают малорентабельной, особенно учитывая сверхдоходы, которые они получают сегодня от экспорта нефти, когда индексация экспортных пошлин хронически отстает от роста мировых цен на нефть. Высокая рентабельность экспорта заставляет большинство компаний в ожидании еще более значительных льгот откладывать инвестиции в освоение новых участков на неопределенное время. По отчетам нефтяных компаний за первый квартал, объемы добычи в отрасли снизились, но прибыль тем не менее возросла.
Предыдущий налоговый реверанс нефтяникам в виде дифференциации НДПИ, введенного с 1 января 2007 года, практически не сказался на налоговом режиме большинства компаний. Сэкономленные деньги на практике окупают в лучшем случае покупку новых лицензий, в худшем -- выплату дивидендов. Ведь для того чтобы использовать дифференцированный НДПИ на наиболее выработанном участке месторождения, на этот участок нужно оформлять новую лицензию с переоценкой запасов.
Параллельно с предложениями по изменению нефтяного НДПИ правительство намерено внести в Госдуму проект закона об индексации акцизов. Традиционно ставки акцизов повышаются в начале каждого года. Следующий год также не станет исключением. Основная часть акцизов будет проиндексирована на 10%, акцизы на табачную продукцию -- на 20--28%. Со следующего года планируется дифференцировать ставки акцизов на бензин в зависимости от качества топлива. Более низкой ставкой будет облагаться реализация высококачественного бензина, более высокой -- бензина низкого качества. Введение дифференциации акцизов в соответствии со стандартами евро-2, евро-3 и евро-4, как ожидается, будет стимулировать инвестиции нефтяных компаний в глубокую переработку.
Долгое время введение дифференцированных бензиновых акцизов откладывалось по причине отсутствия техрегламента качества автомобильного топлива, на основании которого налоговики могли бы отличить качественное топливо от некачественного. Техрегламент уже утвержден и должен вступить в силу 5 сентября 2008 года. С этого момента в России должно будет осуществляться обязательное подтверждение соответствия техрегламенту бензина и другого топлива, и теоретически препятствий для дифференциации бензиновых акцизов не останется.