Борьба за Тарко-Сале
Совсем скоро может быть запущен первый проект в энергетике, реализуемый в рамках механизма гарантирования инвестиций.
Механизм гарантирования инвестиций (МГИ) — способ привлечения средств частных инвесторов в строительство генерирующих мощностей на тех энергодефицитных территориях, где типичные условия инвестирования не всегда могут обеспечить достаточный возврат доходности. МГИ предполагает возмещение расходов инвесторам в соответствии с той рентабельностью вложений, которую они укажут в своей конкурсной заявке. Тот, кто попросит наименьшую норму возврата, и станет победителем тендера. Норма возврата включается в тариф и в течение десяти лет отчисляется инвестору.
Приказ бывшего Минпромэнерго о необходимости создания резерва мощности на основе МГИ в районе Тарко-Сале (Тюменская область) подписан еще в апреле прошлого года. После этого был объявлен конкурс, который проходил в несколько этапов. На втором этапе организаторы выбрали четыре компании: «Сибур-Тюмень-Газ» («Сибур»), «РН — Пурнефтегаз» («Роснефть»), ОГК-3 и ОАО «Энергетическая Северная компания» (СП НОВАТЭКа и ОГК-5).
Как заявил вчера на презентации инвестиционного меморандума по МГИ компании «Маркетинговые и инвестиционные проекты» советник председателя правления РАО «ЕЭС России» Павел Пустошилов, после этапа конкурса, который завершился на этой неделе, осталось две компании. «Начало следующего этапа — в ближайшую пятницу (сегодня, 30 мая. — РБК daily), — сказал он. — В этот день состоится вскрытие конвертов с финансовыми заявками кандидатов, а подведение итогов и подписание контракта запланировано на июнь». Названия компаний он оглашать не стал.
В Росэнерго, которое занимается организацией конкурса, рассказали, что комиссия выбрала две заявки — от «Роснефти» и ОГК-3. «Предварительные результаты могут быть объявлены вечером или уже на следующей неделе», — сообщили в ведомстве. Заявки остальных участников, по словам собеседника РБК daily, знакомого с итогами промежуточного этапа конкурса, противоречат требованиям конкурсной документации. В детали он вдаваться не стал. Ценовое содержание конкурсных заявок ему неизвестно.
Аналитики удивлены промежуточными итогами тендера. Александр Корнилов из Альфа-банка напоминает, что на победу в конкурсе ранее активнее всех претендовала ОГК-5 в партнерстве с НОВАТЭКом, но ее не выбрали. «Актуальность проекта для «Роснефти» не до конца понятна, ибо эта компания не является активным игроком в энергетике», — говорит он. По мнению аналитика, для ОГК-3 проект интересен, поскольку у компании висит большое количество свободных средств на балансе, привлеченных через выкуп допэмиссии «Норникелем». В «Роснефти» РБК daily рассказали, что проект интересен как с точки зрения покрытия собственных нужд в энергоснабжении, утилизации попутного газа, так и для развития электроэнергетического бизнеса компании.
Несмотря на гарантии возврата инвестиций, проект далеко не дешевый. Дмитрий Булгаков из Дойче Банка говорит, что если принять проект на Уренгойской ГРЭС, реализуемый ОГК-1, за аналог (по климатическим условиям и географии), то там стоимость строительства более 1,5 млн долл. за 1 МВт. Стоимость же проекта в Тарко-Сале (реализуется в «чистом поле») он оценивает еще выше. Г-н Корнилов полагает, что строительство 1200 МВт мощности в Тарко-Сале может обойтись инвестору в 1,2—1,7 млрд долл.
Напомним, что согласно положению конкурса первый блок электростанции в Тарко-Сале должен быть введен не позднее 2011 года, последний — не позднее 2013 года. Государство выбрало еще пять площадок под проекты МГИ. Это Уренгойская ГРЭС, Щекинская ГРЭС, Серовская ГРЭС, Кузнецкая ТЭЦ, Томская ТЭЦ-3. Уже объявлен тендер на строительство 580—660 МВт мощностей на Серовской ГРЭС, где во второй этап вышли ОГК-1 и ОГК-2.
Эксперты прочат успех подобным проектам. Александр Корнилов считает, что, хотя МГИ пока не проявил себя, он будет набирать привлекательность «на фоне стремительно дорожающей стоимости строительства новых станций и отсутствия рынка мощности».