Британский производитель электроэнергии British Energy пока что не сменит владельца, поскольку ни один из потенциальных покупателей не захотел заплатить за него больше, чем 11 млрд фунтов стерлингов. Но последнее слово о будущей судьбе концерна еще не сказано.
Аукцион, в котором участвовал также немецкий энергогигант RWE, неожиданно окончился провалом. Как сообщил британский атомный концерн в понедельник вечером, ни одно из предложений претендентов не превысило пятничный курс закрытия, равный 735 пенсам за акцию. Таким образом, компания оценивалась чуть более чем в 11 млрд фунтов стерлингов, что значительно меньше, чем ожидали аналитики.
Продажа атомного концерна привлекла многие европейские энергокомпании. Они надеялись, что покупка British Energy даст им преимущество в случае возрождения атомной энергии, к которому стремится британское правительство. Таким образом, тот, кому достанется компания, сможет без особых проблем строить на существующих площадках новые установки. Крупнейший британский производитель электроэнергии с годовым оборотом около 3 млрд фунтов стерлингов, 35% акций которого принадлежат государству, является оператором восьми из десяти АЭС. Общее количество сотрудников концерна превышает 6 тыс. человек. Наряду с RWE о своем интересе к компании заявили инвестбанк Rothschild, французская Electricite de France (EDF), испанская Iberdrola, британская Centrica и шведская Vattenfall.
В середине мая British Energy сообщила о наличии трех претендентов, фаворитом среди которых считалась EDF. В коротких биржевых сводках сообщалось, что в последнее время британский концерн вел переговоры с целым рядом потенциальных покупателей. Но в результате ни одно из сделанных предложений не учитывало рост цен на энергию, а также планы по строительству новых АЭС в Великобритании.
Тем не менее правление British Energy готово рассмотреть новые предложения. При этом руководство компании, судя по всему, учитывает возможность поиска новых партнеров для строительства атомных станций. «Мы ожидаем дальнейших дискуссий с заинтересованными сторонами», — сообщил представитель концерна.
Продажа британского производителя с самого начала складывалась непросто. Большинство претендентов испугались тех многочисленных рисков, которые должен был взять на себя покупатель. Глава RWE Юрген Гроссманн, представивший сначала предварительную оферту в размере более чем 11 млрд фунтов (около 14 млрд евро), вскоре отказался от единоличного приобретения и стал искать союзника. Его поиски, однако, по-видимому, не увенчались успехом.
Сумма в 11 млрд фунтов стерлингов, по мнению аналитиков, не является завышенной. Она соответствует семикратному размеру EBITDA British Energy, ожидаемому в 2008/09 финансовом году. Крупнейшие энергоконцерны оцениваются на бирже в восьмикратном размере этого показателя. Но АЭС, оператором которых является British Energy, уже устарели. Из-за внеплановых простоев ежегодно концерн недосчитывается 20% производства.
Кроме того, переговоры затрудняло требование правительства о сохранении конкуренции на британском рынке электроэнергии. Это могло привести к тому, что, например, RWE мог надеяться на сохранение за собой площадок для АЭС даже в том случае, если собственником британского концерна станет один из конкурентов.
Не все АЭС в Великобритании находятся в ведении British Energy. Еще одним оператором, который также утилизирует АЭС, является атомный надзор NDA. По данным промышленных кругов он готовит аукцион площадок, к которому проявили интерес уже 30 компаний.
...
British Energy не продается
Британский производитель электроэнергии British Energy пока что не сменит владельца, поскольку ни один из потенциальных покупателей не захотел заплатить за него больше, чем 11 млрд фунтов стерлингов.