Ода взаимозависимости
Через двадцать дней Франция получит переходящее кресло председателя Евросоюза и планирует посвятить ближайшие полгода вопросам энергетической политики.
В день поездки во французской газете Le Figaro вышло интервью г-на Миллера, в котором он настаивает на взаимозависимости Европы и России. «Брюссель преследует другую цель (не развитие конкуренции на рынке. -- Ред.) -- энергетическую независимость Европы, -- считает глава «Газпрома». -- Еврокомиссия полагает, что зависимость Европы от российского газа носит односторонний характер. На самом деле «Газпром» тоже зависит от европейского рынка, являющегося нашим основным каналом сбыта, несмотря на международную диверсификацию нашей клиентуры».
Десять дней назад, когда в Париж ездил премьер-министр России Владимир Путин, Алексея Миллера в делегации не оказалось. В это время глава «Газпрома» занимался газовой дипломатией в Средней Азии, сначала в Ташкенте, а затем в Баку и Ашхабаде. Тем более знаковым стал вчерашний визит по Францию. Перед заседанием Европейского делового конгресса г-н Миллер сделал первую специальную презентацию для иностранной прессы. По словам главы «Газпрома», даже сам концерн недооценил потенциал роста цен на нефть и газ. «Уже сегодня средняя цена наших поставок в Европе достигла 410 долл. (за тысячу кубометров. -- Ред.)», -- сообщил он, хотя еще три месяца назад докладывал Владимиру Путину, что 400-долларового уровня экспортные цены достигнут только к концу нынешнего года. Дальше Алексей Миллер сделал заявление, явно шокировавшее присутствующих. «Мы считаем, что определенное влияние спекулятивных операций здесь есть, но оно не является определяющим. Дело в том, что мы свидетели большого скачка цен на углеводороды. Цена движется к принципиально новому высокому уровню. Мы ожидаем, что в обозримой перспективе цена на нефть приблизится к уровню 250 долл. за баррель», -- сказал он.
Через несколько часов в заочную полемику с главой «Газпрома» вступил генеральный секретарь ОПЕК Абдулла аль-Бадри. По сообщению агентства Reuters, он назвал нефтяные цены «невыносимыми». «Я хочу обратиться через сотрудников вашего агентства. Мы действительно должны успокоиться. Мы слишком много паникуем. Ситуация является невыносимой. Я хочу сказать, что дефицита нефти нет и не будет в будущем. Уровень цен не обусловлен фундаментальными причинами», -- подчеркнул глава нефтяного картеля.
Напророчив дальнейший рост цен, Алексей Миллер перешел к еще одному щекотливому вопросу -- новых проектов по доставке в ЕС российского газа. «Известно, что в скором времени Европа столкнется с серьезным дефицитом транспортных мощностей. Поэтому инвестиции в строительство газопроводов на данный момент являются приоритетными в бизнес-планах компании», -- сообщил он. В российском концерне понимают желание Брюсселя разнообразить источники поставок. Однако зачастую диверсификация преподносится под лозунгом: кто угодно, лишь бы не Россия. Более того, г-н Миллер предложил европейским журналистам оценить наблюдаемый сейчас «каспийский парадокс». «Многие официальные лица и компании из Евросоюза, США и Китая предприняли немало дипломатических усилий, направленных на получение более широкого доступа к ресурсам этого (Средней Азии. -- Ред.) региона, -- рассказал он. -- Их попытки привести на рынок новых поставщиков и за счет этого усилить конкуренцию продавцов в Европе привели к прямо противоположной ситуации. Нового газа в Европе не появилось, а конкуренция покупателей в каспийском регионе усилилась. Что немедленно нашло отражение в резком росте цен».
Глава «Газпрома» выразил обеспокоенность «протекционистскими тенденциями, которые начинают проявляться в ЕС». А именно, попытками Еврокомиссии, изобретающей «антигазпромовское условие» (имеется в виду одно из предложений из третьего пакета по либерализации, которое предоставляет Брюсселю право запрещать сделки с компаниями из стран, не заключивших специальное соглашение с комиссией), ограничить инвестиции российского концерна в европейскую инфраструктуру. «Это то же самое, что ставить барьеры на пути Гольфстрима, который обогревает всю Северную Европу», -- полагает г-н Миллер. Пользуясь случаем, он сообщил, что уже решено пустить газопровод «Южный поток» сразу по трем направлениям. Одна из веток мощностью 10 млрд кубометров, как и предполагалось ранее, пойдет на юг Италии через Грецию. А северный коридор тоже разделится на два, часть газа через Сербию и Венгрию попадет в Австрию, а еще одна ветка с венгерской территории пойдет на север Италии через Словению.
Впрочем, он надеется на своих единомышленников среди европейских компаний-партнеров. «И мы будем координировать свои усилия именно с ними, чтобы убедить еврочиновников: нельзя рубить сук, на котором сидишь, -- предостерегает глава концерна. -- В противном случае на горизонте может замаячить не то что дефицит энергии, а деиндустриализация континента!».