USD 92.7126

0

EUR 103.4694

0

Brent 71.54

0

Природный газ 3.322

0

...

Сдали нефть на анализ

Международный валютный фонд и Международное энергетическое агентство в ближайшее время должны изучить природу ценообразования на рынке нефти, и в частности выяснить роль финансового рынка в эскалации цен на «черное золото».

Сдали нефть на анализ

Международный валютный фонд и Международное энергетическое агентство в ближайшее время должны изучить природу ценообразования на рынке нефти, и в частности выяснить роль финансового рынка в эскалации цен на «черное золото». Совместный доклад МВФ и МЭА должны представить к годовому собранию фонда и Всемирного банка, которое пройдет в октябре в Вашингтоне. Такое поручение дали международным организациям министры финансов «большой восьмерки», собравшиеся в конце минувшей недели в японской Осаке.

Таким образом, как выясняется, «финансовая восьмерка» не то что не готова к каким-то скоординированным мерам для стабилизации нефтяного рынка, а пока еще дискутирует по теоретическим вопросам. Для большинства экспертов давно очевидно, что цена на нефть формируется не спросом и предложением, а трейдерами фьючерсного рынка. Для подтверждения этого не нужны глубокие исследования, достаточно понимать, что цена перестала реагировать на действия ОПЕК, обладающей возможностью наращивать или сокращать добычу. В последнее время к спекулятивному фактору роста цены прибавился другой, также не имеющий отношения к реальному положению с наличием энергоресурсов, -- удешевление доллара.

«Я считаю, что доля спекулятивных операций в росте цены значительна», -- сказал после заседания министров глава российского Минфина Алексей Кудрин. Но, по его словам, у этой точки зрения есть оппонент -- министр финансов США Генри Полсон. Американский коллега полагает, что доля финансовых спекуляций в формировании сырьевых цен несущественна. Об этом он говорил и на общей встрече министров, и на двусторонних переговорах с Алексеем Кудриным.

В коммюнике встречи министров тем не менее записано, что рост цен на нефть отражает дисбаланс спроса и предложения, а также геополитические волнения и финансовые факторы.

Точно так же у министров нет общего понимания, как будет вести себя цена на нефть. «Мы не смогли нащупать эту объективную цену, в том числе на нефть, и тенденцию, которая будет превалировать в ближайшее время», -- сказал Алексей Кудрин журналистам после совещания в Осаке. «Все разделились на тех, кто считает, что цены сохранятся, тех, кто -- сохранятся и даже вырастут, и тех, кто считает, что цены снизятся. Поэтому неопределенность в ценах на сегодняшний день, можно сказать, даже возросла», -- подытожил российский министр дискуссию.

Возросла, собственно говоря, не только неопределенность, но и цена на нефть. Во время предыдущей встречи «финансовой восьмерки» в Вашингтоне в середине апреля смесь Brent стоила около 107,5 долл. за баррель, причем июньские фьючерсы торговались по цене немногим более 108 долл. Как известно, сейчас цена Brent зашкаливает за 134 долл., и чуть дороже котируются фьючерсы на ближайшие месяцы. К тому моменту, когда министры соберутся в следующий раз, ситуация может вновь кардинально измениться. Тем более что прогнозы звучат самые зловещие. Как известно, на днях глава «Газпрома» Алексей Миллер огорошил общественность заявлением, что «в обозримой перспективе цена на нефть приблизится к уровню 250 долл. за баррель».

В решении министров «восьмерки» есть, пожалуй, один важный позитивный момент: Международному валютному фонду дано поручение, благодаря которому он может все-таки сосредоточиться на актуальной аналитической работе и отвлечься от внутренних дрязг. Но каковы бы ни были выводы МВФ и МЭА, остается вопрос: собираются ли финансисты «восьмерки» использовать их для практических действий? Если, скажем, эксперты этих двух организаций придут к твердому выводу, что фьючерсная торговля не несет в себе никакого элемента предсказуемости для рынка нефти, не станет же «восьмерка» ограничивать торговлю этим инструментам и изобретать новый механизм ценообразования?

Стремительный рост нефтяных цен в последнее время поставил эту тему в центр обсуждения в Осаке, хотя по традиции июньская встреча министров является подготовительной к саммиту лидеров «восьмерки», который пройдет в начале июля на острове Хоккайдо. Как правило, министры полностью согласовывают те финансовые инициативы, под которыми впоследствии ставят свои подписи главы государств. На этот раз хозяева саммита японцы вместе с США и Великобританией предлагают G8 создать два инвестиционных фонда для борьбы с изменениями климата. «Мы приветствуем и поддерживаем создание новых инвестиционных фондов, включая Фонд чистых технологий и Стратегический фонд климата», -- говорится в коммюнике встречи министров. Три инициатора предлагают вложить в эти фонды 10 млрд долл. и половину этой суммы готовы взять на себя, а половину предлагают профинансировать остальным участникам клуба. Россия хотя и обладает сегодня самыми широкими финансовыми возможностями в «восьмерке», пока смотрит на это скептически. Алексей Кудрин сказал агентству ИТАР-ТАСС, что Москва пока воздерживается от финансового участия в этом проекте, поскольку в этой области уже действует ряд инициатив. «Создание новой крупной инициативы, тем более очень затратной, требует строгого определения цели, механизма и результата, -- сказал г-н Кудрин. -- Сейчас идет обсуждение этих вопросов, чтобы этот фонд не дублировал другие».

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram