Дмитрию Медведеву пообещали ВСТО
Президент Дмитрий Медведев встретился с главой «Транснефти» Николаем Токаревым. Президент госкомпании пообещал, что, несмотря на недавние проблемы с генподрядчиком, проект будет сдан в конце 2009 года.
Дмитрий Медведев в ходе состоявшейся в Кремле встречи с Николаем Токаревым призвал компанию продолжать строительство нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) «без сбоев по срокам и по качеству». При этом он потребовал разобраться «по полной программе» с бывшими подрядчиками строительства, сорвавшими запланированные сроки работ. Как сообщает РИА РБК, открывая встречу, Дмитрий Медведев напомнил, что в феврале во время посещения Хабаровска и проведения там совещания он давал поручения руководству «Транснефти» и ряду министерств по поводу строительства ВСТО.
В свою очередь, г-н Токарев сообщил, что перед совещанием в Хабаровске в компании был проведен тщательный анализ ситуации с проектом, поскольку накануне произошла смена руководства в самой компании. Напомним, что ее почти десять лет возглавлял Семен Вайншток, ушедший затем на недолгое время возглавлять «Олимпстрой». «Анализ выявил ряд причин объективного и субъективного порядка, которые существенно повлияли на сроки и качество строительства объектов ВСТО», — сказал глава «Транснефти».
Помимо этого, г-н Токарев подчеркнул, что сегодня темпы строительства увеличились почти в три раза, благодаря чему есть основания полагать, что все объекты первого этапа ВСТО будут введены в эксплуатацию согласно установленному графику в конце следующего года. Строительство второго этапа ВСТО начнется в декабре 2009 года, отметил он.
Как сообщил РБК daily вице-президент «Транснефти» Михаил Барков, работы по второму этапу ВСТО сейчас находятся на стадии подготовки к ТЭО, при этом строительство первого этапа идет по графику. Что касается прежнего подрядчика, то помимо уже существующих трех судебных исков в отношении «Краснодарстройтрансгаза» на общую сумму 32 млрд руб. у «Транснефти» к этой компании осталась еще масса вопросов. Переговоры по этому поводу ведутся каждый день, при этом не исключены дополнительные иски к недобросовестным подрядчикам, добавляет г-н Барков.
«Транснефть» может не успеть сдать эти объекты в установленный срок, считает аналитик ИФК «Метрополь» Алексей Кокин. По его словам, компания потеряла много времени в связи с вынужденной сменой генподрядчика, и хотя впоследствии сроки строительства были скорректированы, объекты первого этапа ВСТО будут завершены не ранее 2010 года. Кроме того, необходимо учитывать, что строительство нефтеналивного терминала в среднем занимает около 20 месяцев, помимо которого потребуется и строительство необходимой инфраструктуры, такой как железнодорожные развязки, говорит он.
По мнению партнера консалтинговой компании RusEnergy Михаила Крутихина, несмотря на то что сегодня строительство проекта вернулось в нормальное русло, остается еще немало проблем, которые «Транснефти» предстоит решить совместно с государством. И прежде всего необходимо окончательное решение правительства о том, будет ли построено планируемое ранее ответвление от ВСТО в Китай. От этого решения зависит множество ключевых моментов, в числе которых такой важнейший вопрос, как пропускная способность будущего трубопровода, утверждает г-н Крутихин.
Скорее всего, решение о строительстве ответвления на Китай не будет принято, до тех пор пока не будет запущена первая очередь проекта и не начнется строительство второй очереди, считает Алексей Кокин. Он полагает, что, скорее всего, трубопровод будет построен «с запасом», чтобы в случае принятия решения о постройке ответвления на Китай можно было лишь скорректировать параметры перекачивающих агрегатов и достроить необходимый участок трубы по типу конструктора. По грубой оценке, стоимость российско-китайского участка трубы составит около 12—14 млрд долл.