USD 92.7126

0

EUR 103.4694

0

Brent 71.54

0

Природный газ 2.921

-0.4

3 мин
...

Чужой среди своих

«Газпром», скорее всего, исключит Газпромбанк из своей консолидированной отчетности. Поводом для этого послужит потеря контроля газовой монополии над советом директоров банка.

Чужой среди своих

«Газпром», скорее всего, исключит Газпромбанк из своей консолидированной отчетности. Поводом для этого послужит потеря контроля газовой монополии над советом директоров банка. Это завершит процесс вывода финансового блока из газовой монополии, который начался с продажи структурам банка «Россия» страховой компании «Согаз» и УК «Лидер», управляющей активами «Газфонда» и продолжился продажей 50% акций Газпромбанка «Газфонду» и исключением фонда из отчетности группы ввиду изменения законодательства и состава учредителей. Пенсионный фонд газового монополиста вообще стал краеугольным камнем схемы выхода финансовых активов «Газпрома», а информация о системе управления им является абсолютно закрытой.

Инвесторы закрывают на сомнительный процесс ухода активов глаза -- безумный рост цен на энергоносители обещает им перспективы увеличения стоимости акций газового монополиста, несмотря на обилие странных сделок с активами. Не стоит забывать, что вместе с финансовыми институтами «Газпром» лишился СИБУРа, холдинга «Газпром-Медиа» (включая НТВ), ОМЗ и в том числе контрольного пакета «Сибнефтегаза», который банк в свое время выкупил у «Итеры». К тому же, по мнению участников банковского рынка, выход Газпромбанка из группы улучшит финансовые показатели газового монополиста. Официально в концерне эти события не комментируют. Источник в компании заявил «Времени новостей», что речь идет логичном процессе избавления от непрофильных активов.

Сейчас из 11 человек в совете директоров банка заседает семь представителей «Газпрома» во главе с председателем правления газового монополиста Алексеем Миллером. Как говорится в меморандуме банка к выпуску еврооблигаций, «Газпром» претендует только на пять мест в новом совете директоров, который будет избран 24 июня. Еще в прошлом году «Газпром» снизил свою долю в капитале банка и перестал владеть контрольным пакетом акций. Сейчас ему принадлежит лишь 41,73%, мажоритарным акционером Газпромбанка (50% плюс одна акция) является НПФ «Газфонд». Напрямую «Газфонду» принадлежит 7,11% акций банка, через аффилированные с управляющей компанией «Газфонда» «Лидер» пакетами в 17,15% и 17,17% владеют «Газсервис» и «Газкон», еще 8,57% акций банка принадлежит самому «Лидеру». УК «Лидер» входит в страховую группу «Согаз», которая контролируется банком «Россия». Именно этот банк, по неофициальной информации, контролирует большинство голосов в совете «Газфонда», а значит, и контрольным пакетом акций Газпромбанка.

Несмотря на то, что уже больше года «Газпром» не является основным акционером банка, до сих пор газовая монополия включала Газпромбанк в свою консолидированную отчетность. В самом «Газпроме» это объясняли тем, что компания контролирует совет директоров кредитной организации. Поскольку сейчас «Газпром» лишается возможности управлять деятельностью банка через совет директоров, есть основания полагать, что банк официально перестает быть частью группы «Газпром». В то же время по международным стандартам компания имеет право консолидировать отчетность другой компании даже при наличии одного члена в совете директоров.

Как говорится в меморандуме финансового института, несмотря на сокращение пакета акций банка, принадлежащего «Газпрому», ниже контрольного и уменьшение влияния на правление, Газпромбанк ожидает, что газовая монополия и государство продолжат оказывать влияние на бизнес банка, включая выборы совета директоров, правления, дивидендную политику, политику приобретений и инвестиций. Как пояснили «Времени новостей» в пресс-службе банка, надеяться на сохранение близких отношений с некогда основным своим акционером Газпромбанку позволяет подписанное пару лет назад стратегическое соглашение между кредитной организацией и «Газпромом». «Для банка «Газпром» по-прежнему является крупнейшим клиентом, обе структуры тесно связаны между собой в операционном плане, в частности, банк -- полный спектр финансовых услуг для компании, -- говорит гендиректор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников. -- В то же время по мере уменьшения присутствия «Газпрома» в банке инвесторы считают, что уменьшается и его поддержка кредитной организации. А для кредиторов банка это не самая лучшая новость».

Впрочем, пока никаких официальных заявлений относительно возможного вывода банка из отчетности «Газпрома» нет, и поэтому для многих инвесторов Газпромбанк по-прежнему ассоциируется с газовой монополией. «Банк выпускает только долговые бумаги, для держателей облигаций очень важна стабильность и предсказуемость эмитента, важно знать, кто владеет компанией. Поскольку структура акционеров банка не изменилась, то вряд ли можно ожидать какой-то негативной реакции со стороны инвесторов. Что касается исключения банка из консолидированной отчетности, то пока это лишь предположение», -- говорит аналитик ИК «Тройка Диалог» Ольга Веселова.

По мнению г-на Матовникова, выход банка из консолидированной отчетности «Газпрома» может улучшить финансовые показатели монополиста. «У банка большой объем долга, а прибыль не слишком значительна по сравнению с тем, сколько зарабатывает сам «Газпром», -- говорит Михаил Матовников.

Оставит ли «Газпром» банк в отчетности всей группы, скорее всего, станет понятно лишь осенью, когда компания представит свою отчетность за первый квартал.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram