Программа-максимум
Глава государственной «Транснефти» Николай Токарев (на снимке) вчера заявил, что в «ближайшее время» выйдет распоряжение правительства о строительстве нефтепровода в обход Белоруссии (БТС-2) мощностью 50 млн тонн в год, в соответствии с которым компа.
В целесообразности строительства БТС-2 сомневаются почти все участники нефтяного рынка. Ведь он возник не как экономический проект, а как политический -- во время скандала с Белоруссией в начале прошлого года из-за транзита российской нефти и нефтепродуктов. Предполагалось, что от существующего нефтепровода «Дружба» (мощностью более 80 млн тонн в год) должно быть построено ответвление из Брянской области вдоль границы с Белоруссией до портов в Санкт-Петербурге. Мощность этого ответвления сначала предполагалось установить на уровне 75 млн тонн в год, затем -- 50 млн тонн.
Почти весь прошлый год отрицательные заключения на различные варианты давали Минэкономразвития и Минпромэнерго. Основная причина -- в стране не найдется нефти для этой трубы, особенно если учесть, что нужно будет заполнять ВСТО. По расчетам «Транснефти», без ущерба для восточного нефтепровода для БТС-2 гарантированно можно будет найти только 30 млн тонн в год. Добыча к 2015 году вырастет на 60 млн тонн нефти, из них для БТС-2 будет произведено как раз 30 млн тонн и 18--20 млн тонн нефтепродуктов. Но нефтепровод мощностью 30 млн тонн в год коммерчески непривлекателен.
Однако в мае Владимир Путин, став премьером, первым делом отправился в Питер, где заявил, что БТС-2 будет реализован и его конечной точкой станет порт Усть-Луга. «Мы обязаны снизить транзитные риски для наших энергоносителей на отдельных направлениях. Должны адекватно отвечать на попытки отбора газа и завышение транзитных пошлин, отстаивать свои интересы», -- пояснил премьер-министр. Именно с диверсификацией экспортных маршрутов сырья, убеждал г-н Путин, «связано в целом повышение экономического потенциала России». При этом указал: «Проблем с загрузкой нефтепровода не будет». Правда, здесь есть некоторое противоречие: если и «Дружба», и БТС-2 будут полностью загружены, то риски, связанные с транзитом, абсолютно не снижаются.
Впрочем, от этих заявлений проект экономически выгоднее не стал. Более того, его стоимость постоянно растет. Если в начале 2007 года эксперты оценивали строительство БТС-2 примерно в 2 млрд долл., то теперь, судя по словам г-на Токарева, цена выросла в два с половиной раза. И, как показывает опыт строительства ВСТО, эта сумма неокончательная.
Как говорят эксперты, чем дороже строительство, тем, скорее всего, будет выше тариф на прокачку -- «Транснефти» ведь необходимо вернуть инвестиции. Однако какой смысл нефтяникам платить дополнительные деньги и ломать существующие логистические схемы, если можно прокачать нефть по «Дружбе», непонятно. Бюджетное же финансирование столь крупного проекта, говорят они, сегодня весьма опасно, поскольку приводит к перекосам в экономике и страны, и проекта. Но даже если правительство пойдет на это, то все равно непонятно, почему нефтяникам будет выгоднее переориентировать потоки с «Дружбы» или черноморских портов на северо-запад. Владимир Путин намекнул, что ведутся переговоры с Казахстаном о возможности направлять нефть из этой страны в БТС-2. Однако никаких конкретных договоренностей, похоже, нет. Более того, Астана активно стремится к расширению нефтепровода Баку--Тбилиси--Джейхан, ведь казахскую нефть в любом случае надо будет поставлять по нему, а потому логичнее лоббировать серьезное расширение одной трубы, чем параллельно вести переговоры о перенаправлении потоков.
Так что если БТС-2 и будут строить, то скорее как дополнительный нефтепровод. И гарантии его загрузки появятся только тогда, когда станет понятна отдача от налоговых преференций нефтяникам. Вопрос лишь в том, совпадет ли время строительства трубы в обход Белоруссии с периодом наращивания добычи нефти.