Визовый отжим
Российские акционеры ТНК-ВР близки к получению оперативного контроля над компанией.
На следующей неделе Россию начнут покидать иностранные сотрудники ТНК-ВР — десять топ-менеджеров, работающих в ранге вице-президентов. Об этом "Ъ" рассказал источник, близкий к акционерам ТНК-ВР. У этих сотрудников заканчиваются визы и разрешения на работу, добавил он. До конца месяца из России могут уехать и оставшиеся иностранные специалисты нефтекомпании (всего их около 100 человек). До конца июля у всех закончатся визы и разрешения на работу. Новые документы к этому моменту вряд ли будут оформлены. "Процедура занимает не менее шести недель, и даже если начать ее сейчас, то уложиться в срок никак не получится",— считает собеседник "Ъ", близкий к акционерам ТНК-ВР.
Такого же мнения придерживается и президент ТНК-ВР Роберт Дадли. Он поясняет, что компания пытается решить проблему с апреля, но безуспешно и "нет оснований полагать, что эти вопросы могут быть решены, прежде чем представители руководства компании в лице международных специалистов и их семьи будут вынуждены покинуть Россию". "К сожалению, сейчас эта возможность представляется весьма вероятной",— процитировал "Ъ" слова Роберта Дадли представитель ТНК-ВР.
Именно сокращения числа иностранцев и увольнения господина Дадли требуют сейчас российские акционеры компании, которые уже несколько месяцев находятся в жестком конфликте со вторым совладельцем компании — британской ВР. Последняя выступает против подобных кадровых решений.
ТНК-ВР на паритетных началах принадлежит ВР и консорциуму российских акционеров AAR ("Альфа-групп" Михаила Фридмана, Access Леонарда Блаватника и "Ренова" Виктора Вексельберга). В конце прошлого года между российскими и британскими акционерами компании разгорелся конфликт по поводу управления компанией: AAR обвиняет британских менеджеров, в том числе президента ТНК-ВР Роберта Дадли, что они руководят компанией только в интересах ВР. AAR добивается оперативного контроля над компанией и предлагала поменять структуру управления ТНК-ВР, которая сейчас сформирована в пользу ВР, однако британцы, ссылаясь на акционерное соглашение 2003 года, отказались это сделать.
Ряд источников "Ъ", близких к акционерам ТНК-ВР, говорят, что 26 июня состоялось заседание межправительственной комиссии при комитете по межрегиональным связям и национальной политике при правительстве Москвы (в состав комиссии входят представители службы занятости Москвы, которые решают вопросы целесообразности привлечения иностранной рабочей силы компаниями, и миграционной службы, оформляющей приглашения на работу в России). Комиссия предварительно определила квоту на привлечение иностранцев в ТНК-ВР в размере 71 человек, говорят собеседники "Ъ".
Но зампред комитета по межрегиональным связям Евгений Чернецов сообщил "Ъ", что квота не утверждена. По его словам, на заседании было решено "принять к сведению, что у компании нет единого мнения" о числе необходимых иностранных сотрудников, и ей рекомендовано представить "консолидированное мнение" по этому вопросу. Пока такого мнения нет: еще в апреле исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан (также является ее совладельцем) просил квоту на 63 человека, а Роберт Дадли — на 150 (см. "Ъ" от 27 мая). Очередное заседание комиссии состоится на следующей неделе, говорит Евгений Чернецов.
Если Роберт Дадли уедет из России, он может лишиться права руководить ТНК-ВР. "Без разрешения на работу он не может состоять с компанией в трудовых отношениях. Иначе ее могут обвинить в нарушении трудового и миграционного законодательства",— считает глава аналитического департамента юридической компании "Вегас-Лекс" Максим Черниговский.
Проблемы с визами у иностранцев "не добавят козырей ВР на переговорах с российскими акционерами", считает Денис Борисов из ИК "Солид". На прошлой неделе Виктор Вексельберг говорил, что предварительное соглашение между акционерами о новых принципах развития и управления ТНК-BP может быть достигнуто до 11 июля (см. "Ъ" от 27 июня) — в этот день состоится заседание совета директоров TNK-BP International (владелец "ТНК-ВР Холдинга"), в котором у сторон паритет.