Eni не хочет расставаться
Итальянская нефтегазовая компания Eni хочет сохранить свою долю в «Газпром нефти». Такое пожелание выразил глава компании Паоло Скарони. Однако в «Газпроме» категорично настроены воспользоваться опционом и выкупить у итальянцев 20% своей «дочки».
Паоло Скарони не впервые говорит об интересе компании к имеющейся у нее доле «Газпром нефти». В апреле прошлого года в интервью итальянской газете Corriere della Sera он заявил, что Eni хотела бы убедить «Газпром» в том, что ему выгодно оставить итальянскому концерну долю в «Газпром нефти». Однако на совете директоров «Газпрома» предправления монополии Алексей Миллер заявил, что опцион на выкуп 20% «Газпром нефти» у Eni будет реализован в срок до апреля 2009 года. За пакет планируется заплатить порядка 4 млрд долл. Г-н Миллер уточнил, что после выкупа доли «Газпром нефти» у итальянцев холдинг намерен передать ей все принадлежащие ему нефтяные месторождения. Это позволит компании к 2020 году добывать 100 млн т нефти в год.
Однако Eni заявила, что «Газпром» не сообщал ей о своих планах выкупить бумаги «Газпром нефти», передает Bloomberg. А во время энергетического форума в Мадриде глава Eni сказал, что компания хочет сохранить свою долю в дочке «Газрома». Но его пожеланиям, похоже, не суждено сбыться. Представитель «Газпрома» Сергей Куприянов подтвердил вчера, что холдинг намерен реализовать опцион по выкупу доли «Газпром нефти» у Eni, несмотря на желание последней сохранить этот пакет.
Напомним, консорциум ООО «Энинефтегаз» (переименовано в ООО «Северная энергия»), в котором Eni принадлежит 60%, Enel — 40%, в апреле 2007 года приобрел газовые активы НК «ЮКОС»: «Арктикгаз», «Уренгойл», 20% «Газпром нефти», а также энергетическую компанию «Нефтегазтехнология» почти за 5,8 млрд долл. «Газпром» обладает опционом на выкуп в течение двух лет 51% в газовых активах и 20% «Газпром нефти». В настоящее время «Газпрому» принадлежит более 75% «Газпром нефти».
Чем обусловлена настойчивость Eni сохранить миноритарную долю в нефтяной компании, Паоло Скарони не конкретизировал. Аналитики объясняют ее исключительно спекулятивным интересом. Так, предполагаемая цена выкупа 20% «Газпром нефти» — порядка 4 млрд долл. — во время подписания опциона была очень близка к рыночной. Однако теперь акции нефтяной компании значительно подорожали, и 20% стоят более 7 млрд долл. «Акции «Газпром нефти» — хорошее вложение инвестиций, — уверен аналитик UniCredit Aton Павел Сорокин. — Но если они останутся у Eni, «Газпром» ни в коме случае не передаст «дочке» свои нефтяные активы. А это, в свою очередь, затормозит развитие «Газпром нефти» и снизит ее рентабельность». Возможно, своими нынешними заявлениями Eni хочет лишь повысить цену сделки, не исключает эксперт. По его мнению, добровольно отказаться от опциона «Газпром» мог бы только в обмен на какие-то активы.
Eni могла бы предложить российскому концерну допуск к своим газораспределительным сетям, и допуск к конечному потребителю на территории Европы, и, возможно, также допуск к нефтегазовым активам компании в других добывающих регионах, отмечает Дмитрий Лютягин из ИК «Велес Капитал». Однако вряд ли Eni сможет сделать «Газпрому» достаточно заманчивое предложение, чтобы он отказался от опциона. Выкуп акций «Газпром нефти» позволит монополии безболезненно передать на ее баланс свои нефтяные активы, отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. В результате капитализация «Газпром нефти» вырастет, что неминуемо положительно скажется и на капитализации самого «Газпрома».