Прозрачная труба
Сейчас «Газпром» оператор всех 156 900 км системы магистральных газопроводов России.
Но рост потребления газа и его будущий дефицит вынудили чиновников вспомнить об интересах независимых поставщиков. В минувшую субботу на совещании у вице-премьера Игоря Сечина обсуждался проект постановления правительства о доступе к трубе независимых производителей, рассказали несколько его участников. Проект представлял замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин. Сечин поручил доработать документ в течение месяца с учетом мнения заинтересованных ведомств и «Газпрома».
Проект ФАС, с которым удалось ознакомиться «Ведомостям», загоняет «Газпром» в жесткие рамки. Он обязывает монополию предоставить доступ к трубе любой компании, в первую очередь тем, которые готовят контракт на срок более года (ФАС считает их долгосрочными). Если объем газа по всем заявкам на долгосрочные контракты превышает свободные мощности трубы, то каждая компания получит квоту пропорционально доле заявки в общем объеме, объясняет начальник управления ФАС Александр Пироженко.
Мощности под краткосрочные (менее одного года) контракты предоставляются по остаточному принципу в порядке очередности (кто первый подал заявку).
«Газпром» может отказать заявителям в двух случаях: если не соблюдены сроки подачи заявки (см. врез) или свободных мощностей недостаточно даже для частичного удовлетворения требований. В любом случае в течение пяти дней «Газпром» должен уведомить об отказе. Право на контракт можно переуступить, предупредив об этом «Газпром» за 10 дней.
Главный вопрос — какие именно мощности считать свободными и как раскрывать информацию о них. ФАС называет свободными все мощности трубы, за вычетом зарезервированных на поставку газа для госнужд, коммунальной системы, по международным договорам и долгосрочным контрактам «Газпрома». Проект постановления обязывает «Газпром» раскрывать информацию о наличии свободных мощностей за предшествующие пять лет и план на ближайшую пятилетку, информацию о расширении газопроводов, информацию об оказании услуг по транспортировке газа, планы капвложений и т. д.
Информация должна публиковаться в электронных СМИ, а также предоставляться заинтересованным лицам по требованию. Отказ в предоставлении информации можно оспорить в суде. Главное — чтобы было сохранено раскрытие подробной информации о свободных мощностях, а не осталась просто декларация раскрытия этой информации, говорит Пироженко.
«Газпром» с этим не согласен, говорит менеджер газовой монополии: к свободным мощностям не должны относиться, например, поставки для технических нужд (собственного определения свободных мощностей «Газпром» не дает). А раскрытие информации о свободных мощностях нарушит коммерческую тайну «Газпрома», продолжает он.
Сколько приходится на технические нужды и как распределять их объем по направлениям поставки газа, решает сам «Газпром», подчеркивает Валерий Нестеров из «Тройки диалог»: в 2007 г. они составили около 50 млрд куб. м газа (9% его добычи).
Представители Минэнерго, Минпрома и Минэкономразвития, участвующие в обсуждении проекта ФАС, вчера не смогли сообщить, что думают по поводу спорного проекта. А представитель крупной нефтяной компании говорит, что может только приветствовать план ввести равный доступ к газовой трубе. Дойдя до конечного покупателя, нефтяники получат гораздо большую доходность, чем сейчас, продавая газ «Газпрому», а это стимул, чтобы больше вкладывать в развитие газодобычи.