BP вывернула карманы олигархов
Российские акционеры ТНК-BP, входящие в консорциум AAR, за пять лет заработали 25,7 млрд долл., причем 17,9 млрд из них получили наличными.
ТНК-BP создана в 2003 году в результате слияния ТНК, «Сиданко», ОНАКО и активов ВР в России и на Украине. Ее акционерами на паритетной основе являются ВР и консорциум AAR в составе «Альфа-Групп» (25%), Access Industries(12,5%) и «Реновы» (12,5%).
По расчетам специалистов британской компании, опиравшихся на анализ отчетности ТНК-BP и BP, данные журнала Forbes о состояниях самых богатых людей мира, а также на биржевые котировки, только на дивидендах с 2003 по 2007 год россияне из AAR заработали 9 млрд долл. наличными. Еще 1,2 млрд долл. по этой статье они получат за первый квартал 2008 года. Доходы от владения долей в «Славнефти» на паритете с «Газпром нефтью» принесли российским акционерам еще 1,4 млрд долл. За счет продажи активов, в том числе «Удмуртнефти», они получили еще 6,4 млрд долл.
В соответствии с акционерной долей в ТНК-BP Ltd бенефициар «Реновы» Виктор Вексельберг и владелец Access Industries Леонард Блаватник получили за пятилетку наличными по 4,5 млрд долл. каждый и по 3,6 млрд долл. за счет роста капитализации компании. По подсчетам BP, Михаил Фридман и Герман Хан получили 3,3 млрд и 2,1 млрд долл. дивидендов соответственно, а также 2,6 млрд и 1,7 млрд долл. на росте курса акций «ТНК-BP Холдинга».
Эти данные условны. Расчеты по капитализации базировались на ее оценке в 42—46 млрд долл. на основе июльского обзора Dresdner Kleinwort. А доходы некоторых совладельцев ТНК-BP были подсчитаны в том числе исходя из возможного распределения долей г-на Фридмана и г-на Хана в капитале компании «Альфа Финанс Холдинг», которая не раскрывает распределение 77,86% своих акций, принадлежащих трем мажоритариям из «Альфа-Групп». BP предположила, что они разделены в том же соотношении между теми же совладельцами, как и 77,86% акций Альфа-банка, то есть 36,47% принадлежит Михаилу Фридману и 23,27% — Герману Хану.
В документах BP отмечается, что ежедневно российские олигархи зарабатывают на деятельности нефтегазового СП 9,8 млн долл. Только в прошлом году они получали 550 млн долл. в месяц, что составляет доход среднего россиянина за 15 лет. Британцы проанализировали данные журнала Forbes и отметили, что совокупное состояние четырех российских совладельцев ТНК-BP с 2003—2004 по 2008 год выросло более чем в пять раз: с 10,1 млрд до 53,9 млрд долл.
ТНК-BP всегда славилась своими высокими дивидендами (до 100% чистой прибыли «ТНК-BP Холдинга» по РСБУ), которые и составляют основной доход совладельцев компании. Рост ее капитализации по сравнению с конкурентами выглядит не таким существенным из-за низкого free-float акций на бирже РТС и отсутствия листинга в Лондоне. Как ранее говорил главный исполнительный директор консорциума AAR Стэн Половец в интервью агентству Bloomberg, ТНК-BP сегодня серьезно недооценена по сравнению с другими российскими конкурентами. Пять лет назад ТНК-ВР и ЛУКОЙЛ имели почти одинаковую капитализацию — 15 млрд и 16 млрд долл. соответственно. «Сейчас они (ЛУКОЙЛ. — РБК daily) стоят до 98 млрд долл., а мы — 38 млрд долл.», — сетовал топ-менеджер, предлагая для исправления ситуации повысить капитализацию компании путем проведения IPO, а привлеченные средства потратить на выход на зарубежные рынки. Вчера AAR не комментировал информацию из BP.
Артем Кончин из UniCredit Aton полагает, что упущенная выгода российских акционеров ТНК-BP состоит еще и в несвоевременной продаже ряда активов, в том числе «Удмуртнефти», которую сегодня можно было бы оценить в 5—5,5 млрд долл. вместо 3,5 млрд, за которые компания была продана два года назад. Александр Назаров из ИФК «Метрополь» дал понять, что из-за наличия иностранных акционеров в структуре капитала ТНК-BP компания не сможет претендовать на получение лицензий с запасами нефти на уровне стратегических, отражается этот факт и на налоговой политике компании. Но, по мнению аналитика, BP потеряет больше, чем AAR, если продаст свою долю в ТНК-BP, так как она ставит на свой баланс запасы и долю в добыче российско-британской нефтяной компании.