Конгресс США играет с нефтью
Власти США готовятся усилить ограничения на торговлю фьючерсными контрактами на сырьевые товары, прежде всего на нефть.
После того как цены на нефть в июне достигли исторического максимума в $147,3 за баррель, американские власти решили прислушаться к утверждениям, что значительная часть роста цен обусловлена не ростом спроса при недостаточном предложении, а спекуляциями. В конгрессе распространена точка зрения, что, если исключить спекуляции, нефть будет стоить $80 за баррель. В ближайшие дни станет ясно, какой именно вариант из примерно 15 циркулирующих в конгрессе США законопроектов будет одобрен. Среди основных идей — намерения ликвидировать дыры в законодательстве, позволяющие превышать лимиты на открытие позиций, увеличить прозрачность деятельности основных игроков на рынке, ограничить присутствие на нем суверенных фондов. Как отмечает автор одного из проектов глава подкомитета по надзору и расследованиям при конгрессе США Барт Ступак в письме главе комиссии по торговле фьючерсами (CFTC) Уолтеру Люккену, "интересно, что у всех пяти основных дилеров на этом рынке... (Goldman Sachs, Morgan Stanley, Merrill Lynch, Lehman Brothers и D.E.Shaw) есть клиенты—суверенные фонды".
Как сообщает Bloomberg со ссылкой на сенатора с Аляски республиканца Лизу Мурковски, уже сегодня сенат США может начать рассмотрение законодательства, вводящего дополнительные ограничения на биржевую торговлю фьючерсами — прежде всего энергетическими товарами. Ожидается, что до конца июля законопроект будет поставлен на голосование и в палате представителей. Попытки ограничить и сделать более прозрачной активность спекулянтов фьючерсами уже получили явную поддержку обоих кандидатов в президенты США — Барака Обамы и Джона Маккейна. Пресс-секретарь действующего президента США Джорджа Буша Тони Фратто "не исключил", что президент может поддержать эти меры. В Белом доме считают, что для ограничения роста цен на нефть важнее увеличить добычу. А сам господин Буш, как стало известно из выложенной на сайте YouTube записи с частной вечеринки, считает, что "Уолл-стрит напилась, и теперь у нее похмелье. Вопрос в том, когда она протрезвеет и перестанет создавать все эти изощренные финансовые инструменты".
У экономистов, политиков и регуляторов нет единого мнения и четкого понимания, как именно связаны рост цен на биржевые товары и объем торговли товарными фьючерсами, ставший особенно заметным в последние год-два (см. график). Политики чаще остальных склонны винить в росте цен спекулянтов и утверждать, что речь идет о "мыльном пузыре". Так, например, господин Ступак в уже цитировавшемся письме задается вопросом, не повлияли на скачок цен на нефть с $68 за баррель до $140 за баррель примерно $260 млрд инвестиций в индексные фонды, специализирующиеся на инвестициях в биржевые товары. Оппоненты же полагают, что дело в фундаментальном несоответствии роста спроса и предложения — рост потребления нефти преимущественно в Азии выше, чем новая добыча, а инвестиции в добычу и разведку до недавнего времени были ограничены опасениями очередного падения цен. В их числе, отметим, и глава CFTC Уолтер Люккен.