Притушить факелы
Год назад Всемирный банк опубликовал данные о сжигании попутного газа на территории России, полученные за счет обработки информации со спутников. Оказалось, что на деле объемы сожженного ПНГ в несколько раз превышают цифры официальной статистики.
Набор методов, предлагаемых иностранными экспертами для повышения уровня полезного использования попутного газа, известен и традиционен. Все они так или иначе звучали в рамках дискуссии, которая интенсифицировалась после того, как весной прошлого года Владимир Путин сказал о проблеме сжигания в ежегодном президентском послании Федеральному Собранию. Однако авторы специально отмечают необходимость действовать комплексно, а не только запретительными мерами и суровыми штрафными санкциями. Это выглядит неординарно по сравнению с принятой российскими чиновниками. PFC Energy полагает, что надо создать благоприятные условия для инвестиций в переработку и в случае отсутствия желающих вложиться и получить прибыль вводить систему наказания для «сжигателей». Как известно, ответственные за подготовку мер в сфере ПНГ ведомства пока утвердили только принудительную директиву компаниям об утилизации к 2011 году 95% добываемого вместе с нефтью попутного газа. Нарушителям этой нормы будут грозить масштабные штрафы. Более того, весьма скромные денежные санкции за сжигание могут начать увеличиваться уже со следующего года. При том, что никакие идеи, поощряющие переработку ПНГ, пока не прошли.
Согласно оценкам, приведенным в исследовании PFC Energy, российские компании ежегодно сжигают около 38 млрд кубометров попутного нефтяного газа, или около 45% от общего объема добываемого в стране ПНГ. Кроме того, как показывают оценки, еще около 10 млрд кубометров сжигается при добыче газового конденсата. Даже в совокупности эта цифра несколько ниже прошлогодних данных, полученных на основе наблюдений из космоса. Тогда, напомним, в докладе ВБ говорилось, что в 2005 году на факелах сгорело 50,7 млрд кубометров, а годом позже -- 52 млрд кубометров (абсолютное лидерство среди стран, второе место с большим отрывом занимала Нигерия). По официальным данным, на российской территории сжигают только 14 млрд кубометров ПНГ в год.
«Расчеты, проведенные в рамках исследования, свидетельствуют о том, что до 80% объема сжигаемого на данный момент российского ПНГ может быть использовано с высокой экономической эффективностью, принося ежегодную прибыль в размере нескольких миллиардов долларов и ежегодные сокращения выбросов углекислого газа до 80 млн тонн», -- говорится в пресс-релизе ВБ.
Авторы доклада считают, что пути утилизации попутного газа зависят от размера месторождения, и рекомендуют на крупных месторождениях с большими объемами добычи ПНГ строить электростанции с выходом на ФОРЭМ. Для мелких и средних предлагается инвестировать в газоперерабатывающие заводы, производство сухого отбензиненного газа, жидких газов (пропан-бутан) и сырья для нефтехимии. Отдельно отмечается, что при нынешнем уровне цен на газ внутри страны более выгодно строить именно установки GTL (технология gas-to-liquids, «газ в жидкость») и электростанции. Однако если продавать переработанный ПНГ в виде газа на экспорт, Россия может получить больше выгод.
Авторы резонно замечают, что правительство страны может и должно сыграть ключевую роль в проблеме утилизации попутного газа. Оно должно разработать понятные правила игры, создать стимулы для инвестиций в инфраструктуру по переработке и доставке продуктов на рынки сбыта, обеспечить доступ и жестко контролировать исполнение установленных порядков. И при этом дифференцированно подойти к недропользователям, которые объективно не могут утилизировать ПНГ, потому что это сделает добычу нефти убыточной.
В докладе приводится следующий набор мер государственного регулирования, которые могут привести к снижению объемов сжигания. Во-первых, необходимо внести требования по утилизации ПНГ в лицензии на добычу нефти и ввести жесткие санкции за их невыполнение, вплоть до отзыва лицензии (правда, убедившись, что переработка попутного газа на данном конкретном месторождении экономически целесообразна). Во-вторых, дифференцировать наказания в зависимости от величины месторождения и при этом усилить надзор за ситуацией, четко разграничив полномочия между федеральными и региональными властями. Обеспечить сухому отбензиненному газу приоритетный доступ в систему «Газпрома» и создать эффективного регулятора, который отслеживал бы проблемы доступа и утверждал справедливые тарифы на транспортировку. Продолжить либерализацию цен на попутный (при поставках на ГПЗ), сжиженный нефтяной и природный газ (на рынках сбыта). Учитывать показатели производства ПНГ при планировании развития газотранспортной системы. И наконец, создать механизм, позволяющий использовать для финансирования проектов торговлю квотами на выброс углекислого газа.