USD 92.5848

0

EUR 103.3773

0

Brent 73.72

+0.03

Природный газ 2.74

+0.02

...

Раздельщики продукции

В ближайшее время Минэнерго и Минприроды представят в правительство новых кандидатов в государственные уполномоченные органы при нефтегазовых проектах в рамках соглашений о разделе продукции (СРП).

Раздельщики продукции

В ближайшее время Минэнерго и Минприроды представят в правительство новых кандидатов в государственные уполномоченные органы при нефтегазовых проектах в рамках соглашений о разделе продукции (СРП). Минприроды в объединенных комитетах будет представлять замминистра Сергей Донской, а Минэнерго — замминистра Станислав Светлицкий, директор финансового департамента Татьяна Фисенко, а также ее заместитель Константин Орлов. В скором времени их должны утвердить распоряжением правительства.

В России сейчас всего три СРП — два на Сахалине ("Сахалин-1" и "Сахалин-2") и один на Харьягинском месторождении в Ненецком АО. В проект "Сахалин-1" входят американская ExxonMobil (30%), индийская ONGC (20%), "Роснефть" (20%) и японская SODECO (30%). Акционерами "Сахалина-2" являются "Газпром" (50% плюс одна акция), американская Shell (27,5%), а также японские Mitsui (12,5%) и Mitsubishi (10%). На Харьяге доля французской Total составляет 50%, норвежской Hydro — 40%, Hенецкой нефтяной компании — 10%.
Госпредставители были в составе объединенных комитетов и раньше, но соглашениями о разделе продукции их роль была фактически сведена к совещательным функциям. Соотношение чиновников и инвесторов в комитетах — 50 на 50, однако все решения должны быть единогласными. "Закон о СРП на стороне инвестора. Поэтому часто приходилось искать компромисс, убеждать", — пояснил корреспонденту "Газеты" бывший глава департамента по геологоразведке Минприроды Сергей Федоров, несколько лет проработавший в качестве госпредставителя во всех трех СРП.

Возможно, сейчас роль госпредставителей существенно повысится, в результате чего они наконец могут стать гробовщиками невыгодных для России проектов. Наглядный пример — экологическая кампания против "Сахалина-2" и попытка государства забрать Харьягу у Total (ее удалось предотвратить лишь благодаря личному вмешательству президента Франции Николя Саркози) позволяет делать подобные выводы.

Об отмене СРП в правительстве заговорили в 2003 году. "Это вредно для государства. Мы даже считали, сколько денег с 1 тонны нефти мы получаем при нынешней системе налогов и при СРП. Разница в разы", — заявил корреспонденту "Газеты" источник в правительстве. Такие же подсчеты делали в Минфине: по данным ведомства, налогообложение в СРП в три-четыре раза ниже, чем при национальном режиме разработки месторождений. Несмотря на то что СРП ставят российские нефтяные компании в невыгодные условия (о чем в свое время говорил и Михаил Ходорковский), в законе об СРП прописано, что соглашение может быть расторгнуто либо по обоюдному согласию, либо по решению суда, причем не российского, а Стокгольмского арбитражного, говорит источник. Зато можно заставить иностранного партнера "добровольно" уступить контроль российскому участнику проекта, как это было в "Сахалине-2".

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram