Нефтегазовые реки потекут вспять
Вслед за сообщениями из Баку и Астаны о вынужденной приостановке экспорта нефти из-за бомбардировки грузинских нефтяных портов Поти, Батуми и Кулеви, о сбоях в поставках газа заявил Ереван.
Всего, по подсчетам аналитиков, вследствие грузино-осетинского конфликта транзит топлива может сократиться на 1,6 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки. В денежном выражении это около $170 млн ежедневно. После подобного срыва вопрос целесообразности использования грузинской территории при реализации международных нефтегазовых проектов встанет особенно остро, считают эксперты. А это играет на руку российским проектам.
Вчера компания "АрмРосгазпром" выступила с официальным заявлением о сокращении экспортного потока газа, идущего из России. По словам руководителя пресс-службы "АрмРосгазпрома" Шушан Сардарян, в настоящее время недополученные Арменией объемы природного газа восполняются из подземного хранилища. Представитель компании также отметила, что, по ее информации, со стороны "Газпрома" поставки топлива осуществляются в полном объеме. Представители самого газового холдинга и его экспортной "дочки" подтвердили корреспонденту "Газеты" эти данные, заявив, что поставки российского газа для Армении до границы России и Грузии осуществляются в полном объеме и в соответствии с действующими контрактами.
По словам Шушан Сардарян, специалисты Корпорации нефти и газа Грузии объясняют сокращение поставок тем, что в настоящее время на магистральном газопроводе проводятся испытательные работы, что требует повышения давления газа в системе. Отметим, что в конце минувшей недели Тбилиси заявлял о бомбардировках нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан и параллельного с ним газопровода Баку — Тбилиси — Эрзурум. При этом об атаках на Северо-Южный газопровод (по нему газ транспортируется в Армению из России транзитом через территорию Грузии) или каких-либо повреждениях этой магистрали не сообщалось. Вчера вечером Корпорация нефти и газа Грузии опровергла сведения о том, что транзит российского газа в Армению сократился на 30%.
Так или иначе, искать альтернативы выпадающим поставкам вынуждены не только потребители, но и поставщики. Если Азербайджан, до недавнего времени транспортировавший через Грузию свыше 800 тысяч баррелей нефти в сутки, начал просто снижать производство нефти в стране (см. "Газету" от 11 августа), то Казахстан принял решение переориентировать свои нефтяные потоки на внутреннее потребление. Именно такое поручение дал вчера премьер-министр республики Карим Масимов национальному нефтегазовому холдингу "КазМунайГаз".
Как пояснили корреспонденту "Газеты" в компании, принятие такого решения было обусловлено напряженной ситуацией в Батуми. "Работа порта остановлена, он работает только на хранение, и все танкеры и сухогрузы мы оттуда вывели. Принято решение, что до стабилизации ситуации экспорт по этому направлению осуществляться не будет", — рассказал директор департамента по информационной политике "КазМунайГаза" Илья Пустогачев. По его словам, говорить о конкретных объемах, выпадающих из экспортного потока, пока рано, но, по предварительным оценкам, переориентированными могут оказаться до 1 млн тонн нефти. И это далеко не предел. По подсчетам аналитика ИГ "Капиталъ" Виталия Крюкова, один только Азербайджан недопоставляет порядка 600 тысяч баррелей в сутки. По мнению директора департамента Due Diligence НКГ "2К Аудит — Деловые консультации" Александра Штока, общий объем только недопоставленной нефти может составить около 1,4 млн баррелей в сутки. Аналитики ИК "Тройка Диалог" оценивают этот объем в 1,6 млн баррелей в сутки (в денежном выражении — $170 млн ежедневно).
Разворот нефтяных потоков может нанести имиджу Грузии непоправимый урон, считают аналитики. "За последние 5-10 лет Грузия приобрела большое значение для транзита нефти и нефтепродуктов, главным образом в Европу. Кроме того, эта страна рассматривается как один из возможных транзитных маршрутов в рамках нескольких международных проектов транспортировки нефти и газа из Средней Азии на мировые рынки, в том числе в страны черноморского бассейна", — считают эксперты ИК "Тройка Диалог". В связи с этим аналитики полагают, что текущий конфликт может заставить задуматься над рисками использования для транзита грузинской территории при реализации ряда международных проектов в нефтегазовом секторе, в рамках которых предполагалось использовать маршруты в обход России, такие как трубопровод Одесса — Броды. А недавний взрыв, организованный курдскими повстанцами на турецкой части трубопровода Баку — Тбилиси — Джейхан и приведший к временной приостановке транзита по нему, вызывает все больше опасений относительно безопасности экспорта нефти и газа по закавказским трубопроводам.
Подобные опасения могут оказаться как нельзя кстати при лоббировании российских проектов транспортировки энергоресурсов в Европу. "Грузия не только страна-транзитер, но и важный участник любых экономических отношений в регионе. От общей спокойной обстановки зависит огромное количество поставок нефти и газа в районе Кавказа.
Геополитическая нестабильность там может заставить пользоваться другими путями транспортировки. Это касается и российских проектов поставок газа через Черное море, "Южного потока" и "Голубого потока", — говорит Александр Шток. Мнение коллеги не разделяет аналитик ИГ "Капиталъ" Виталий Крюков. "Те трубопроводные проекты, которые мировое сообщество планировало реализовать, в том числе и с использованием территории Грузии, имели, главным образом, политическую, нежели экономическую мотивацию. Поэтому окончательное решение будет приниматься именно на основе политической целесообразности, а она не изменилась", — считает эксперт.