Нефтяной комфорт
Являясь в ОПЕК лишь страной-наблюдателем, Россия, тем не менее, вчера продемонстрировала свою роль на мировом рынке энергоресурсов.
До сих пор Россия пыталась вести энергетический диалог с крупными потребителями энергоресурсов, но в новой политической ситуации более подходящим партнером для таких переговоров действительно выглядит картель нефтедобытчиков.
Тем временем на заседании ОПЕК, начавшемся вчера поздно вечером, Иран предложил резко снизить квоты на добычу нефти, чтобы удержать стремительно падающие цены на "черное золото".
Правда, Тегеран получил довольно резкий отпор от других членов картеля и, потеряв поддержку Венесуэлы, фактически остался в оппозиции. Главным противником повышения стоимости "черного золота" стал самый влиятельный член ОПЕК - Саудовская Аравия, которая опасается, что в таком случае рынок перестанет оставаться "хорошо сбалансированным". "Рынок действительно хорошо сбалансирован, и мы очень серьезно потрудились с момента последней июньской встречи, чтобы цена нефти достигла нынешнего уровня", - цитирует Bloomberg саудовского министра нефти Али аль-Наими. И его слова, к разочарованию Ирана, смогли вчера убедить мировое сообщество в том, что добыча "черного золота" останется на прежнем уровне - на фоне таких позитивных новостей случился обвал цен на нефть до пятимесячного минимума.
В кулуарах саммита члены ОПЕК практически не скрывали того, что не собираются идти на поводу у Ирана, второго по объему экспорта нефти участника картеля. До встречи в Вене о своем желании снизить добычу нефти, что привело бы к ее подорожанию, высказывались также Венесуэла и Ливия. Но вчера представители Венесуэлы неожиданно объявили о том, что в стране абсолютно согласны с существующей квотой 29,67 млн баррелей в сутки и, более того, готовы ее увеличить.
"Венесуэла поддержит сохранение уровня добычи, - сказал министр нефти Рафаэль Рамирес. - Запасы нефти находятся на комфортном уровне, и мы видим перепроизводство от 1 до 1,5 млн баррелей в день". А окончательно погубил планы Ирана президент ОПЕК и министр энергетики Алжира Шакиб Хелиль, который, пусть пока и неофициально, заявил еще до заседания, что картель оставит объемы производства нефти неизменными. Правда, некоторые члены картеля все же не так последовательны в исполнении совместных решений.
Так, несмотря на то, что на мартовском заседании ОПЕК было принято решение сохранить квоты неизменными, критики со стороны Запада не выдержала Саудовская Аравия, которая во время приближения цен на нефть к отметке в 150 долл. в июле объявила об увеличении добычи на 250 тыс. баррелей в сутки.
Однако, как полагают эксперты, Иран все же предпримет попытку убедить членов ОПЕК сократить добычу. По самым скромным оценкам этой страны, в день надо извлекать минимум на 500-700 тыс. баррелей меньше. Такие относительно невысокие требования свидетельствуют о понимании Ираном того факта, что мировая экономика больше не выдержит цен, подобных июльскому рекорду, когда баррель нефти марки WTI продавался на Нью-Йоркской бирже за 147 долл. Эксперты считают, что повторение такой ситуации чревато инфляцией в странах-экспортерах, которые с ней вряд ли смогут справиться.
Заявления из Вены, а также сведения об обрушившемся на Кубу урагане "Айк" вчера снова заставили нефть подешеветь. Цена октябрьских фьючерсных контрактов на нефть марки WTI в ходе торгов на Нью-Йоркской бирже составила 103,97 долл. за баррель, что на 2,37 долл. ниже итоговой котировки 8 сентября.