Ямал - в долгий ящик
Одно из крупнейших в России газовых месторождений - Южно-Тамбейское (Ямал) будет введено в эксплуатацию в 2024-2027 гг.
Эти планы могут разочаровать иностранные компании, которые надеялись поучаствовать в проекте. В июне этого года главный исполнительный директор Shell Йерун Ван дер Вир рассказал, что его компания и "Газпром" подписали протокол - в том числе о совместной работе на Ямале по проектам в области СПГ. Тогда же зампред правления "Газпрома" Александр Медведев заявил, что завод СПГ на Ямале планируется построить на базе Южно-Тамбейского месторождения. А в конце сентября главный исполнительный директор Eni Паоло Скарони сказал, что его компания с удовольствием поучаствует в этом проекте.
"Мы говорили, что Shell может стать партнером, когда появится проект (авода на Ямале) но проекта пока нет", - объясняет такие сроки ввода месторождения представитель "Газпрома" Сергей Куприянов. Представитель Shell в России Вера Сурженко не стала комментировать планы по вводу месторождения, отметив, что компания заинтересована в сотрудничестве с "Газпромом".
Прежний владелец Южно-Тамбейского Николай Богачев (он продал его в 2006 г.) сказал "Ведомостям", что он планировал запустить месторождение "максимум в 2012-2013 гг., а может, и раньше". Богачев привлекал в партнеры Repsol, Shell и Petro Canada, которые имеют или строят регазификационные терминалы на побережье США и Канады.
Между тем де-юре Южно-Тамбейское месторождение "Газпрому" пока не принадлежит. Лицензия на него находится у ОАО "Ямал СПГ", 25,1% акций которого у "дочки" Газпромбанка, а остальное - у структур, близких к акционерам "Газметалла" - Алишеру Усманову, Василию Анисимову и Андрею Скочу. В августе ФСФР сообщила о регистрации допэмиссии акций "Ямал СПГ". Источник, близкий к "Газпрому", говорил тогда, что все акции купит Газпромбанк, получив в итоге контроль над "Ямал СПГ", а потом выкупит и долю структур Усманова - для предпринимателя это изначально была временная инвестиция. Собирается ли "Газпром" выкупать контроль в "Ямал СПГ", Куприянов не говорит. Воздержались от комментариев и представители Газпромбанка и Усманова.