USD 91.4449

-0.04

EUR 102.0798

-0.21

Brent 77.41

-0.12

Природный газ 2.096

-0.01

...

Не с кем идти в геологоразведку

Вице-премьер Игорь Сечин вчера заявил, что не исключает возможность корректировки инвестиционных программ российского нефтегазового сектора по срокам их выполнения.

Не с кем идти в геологоразведку

Вице-премьер Игорь Сечин вчера заявил, что не исключает возможность корректировки инвестиционных программ российского нефтегазового сектора по срокам их выполнения. По его словам, там, где будет большая эффективность, будут направлены большие средства.

Чтобы инвестпрограммы не были ликвидированы вовсе, премьер Владимир Путин подписал постановление о введении с 1 ноября 2008 года ставки экспортной таможенной пошлины на нефть в размере $287,3 за тонну. В сентябре — октябре она составляла $372 за тонну. По словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, снижение экспортной пошлины позволит нефтяным компаниям реализовать свои инвестпрограммы. В правительстве понимают, что для успешного будущего страны развитие нефтедобычи важно как воздух. "В целом будем стараться, чтобы инвестпрограммы выполнялись, потому что нефтегазовый сектор является локомотивом экономики: за ним стоят трубники, металлурги, строители", — пообещал Игорь Сечин. В 2008 году, по данным Минэнерго, нефтедобыча сократится на 0,3-0,4% до 490 млн тонн, а в 2009 году, как надеются прогнозисты, она останется на прежнем уровне.

Мер, которые правительство принимает для поддержки отрасли, по мнению экспертов, все равно недостаточно. По прогнозам президента Союза нефтегазопромышленников Геннадия Шмаля, добываемой и разрабатываемой в настоящий момент нефти хватит до 2020 года. "Дальше нужны будут новые месторождения. Основная задача государства — работа на перспективу, однако геологоразведка сейчас находится в плачевном положении", — заявил Геннадий Шмаль. По его словам, программа приватизации министерства природных ресурсов предусматривает продажу оставшихся геологических научных институтов, что губительно для отрасли.
А на геологоразведку в 2008 году будет потрачено только 20 млрд рублей. Если учесть, что на разведку одной тонны запасов требуется $5-6, а в Восточной Сибири — $6-11, то для разведки 500 млн тонн нефти требуется минимум 100 млрд рублей. Что касается добычи на шельфе, то здесь разведка еще дороже: метр бурения обходится в 1 млн рублей.

"Сокращение пошлин даст отдушину, но проблем не решит", — заявляет Шмаль. И сравнивает статистику отрасли во времена СССР и сегодняшней России. Так, в 2008 году пробурено всего 870 тысяч разведывательных скважин, в то время как до распада СССР этот показатель составлял 3 млн скважин в год. По данным Шмаля, за последние 10 лет было разведано только 2,8 млрд тонн запасов, а добыто 4 млрд тонн.

С ним согласны и аналитики ИК "Тройка диалог". По оценке компании, снижение экспортной пошлины позволит нефтяным компаниям сэкономить $1,65 млрд (при сохранении цены на нефть). Однако, по мнению аналитиков, при текущих ценах на нефть отрасль в лучшем случае не понесет убытков. Такого же мнения придерживается и аналитик ИФК "Солид" Денис Борисов. По его мнению, при пошлине в $287,3 за тонну, чистый доход (цена минус пошлина, НДПИ и расходы на транспортировку) компании составит всего $5 за баррель, а если вычесть из него затраты на добычу ($3,5-5), то рентабельность будет близка к нулю.

Впрочем, в сложившейся ситуации виноваты сами нефтяники. По словам Геннадия Шмаля, их работа в условиях, когда цена на нефть была выше отметки в $100 за баррель, не принесла результатов. Нормы технологической обработки нефти на НПЗ российских ВИНК (вертикально интегрированных нефтяных компаний) не соответствуют современным стандартам. Из-за чего компании не получают дополнительную прибыль, которая могла бы поступать от продажи нефтепродуктов. "На российских НПЗ глубина переработки составляет 70%, в то время как этот показатель в развитых странах составляет 85% и достигает 95%", — утверждает Геннадий Шмаль. По его словам, при экспорте дизельного топлива компании теряют до $2 млрд в год.

В благоприятных условиях не росла и производительность труда. По данным Шмаля, если, например, в Shell она составляет $4,8 млн на человека, то у ЛУКОЙЛа этот показатель равен только $0,83 млн. А стоимость производимых в год нефтепродуктов в России составляет $41 млрд, в то время как в США этот показатель равен $630 млрд, а в Китае — $270 млрд.

В нефтяных компаниях, впрочем, не унывают. Как заявил вчера вице-президент "Роснефти" Михаил Ставский, компания сохраняет планы по росту добычи нефти на 9% по сравнению с 2007 годом, а также по небольшому росту добычи в 2009 году. Он, однако, предупредил, что ситуация усложняется тем, что в ближайшее время более 50% запасов нефти в России будут труднодоступными, что означает увеличение капитальных затрат при сохранении добычи на прежнем уровне. Говоря о возможном влиянии кризиса на инвестиционную программу "Роснефти", Ставский сообщил, что руководство компании, возможно, будет "фильтровать" свои проекты в зависимости от уровня цен на нефть.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram