Возвращение "Итеры"
После того как в прошлом году британская компания Gaffney, Cline & Associates, сделавшая по заказу туркменских властей аудит запасов туркменских газовых месторождений "Южный Иолотань/Осман" и "Яшлар", обнаружила в них запасы в 6,7 трлн кубометров газ.
Это первый за последние несколько лет газовый контракт "Итеры" в Туркменистане, которая десять лет назад была крупнейшим иностранным игроком на рынке газа в этой стране. По информации "Времени новостей", помимо контракта на строительство трубы рассматривается вопрос об участии этой компании в добыче газа на группе месторождений "Центральные Каракумы", что позволит "Итере" полноценно вернуть доступ к туркменскому газу.
В середине прошлого года было объявлено, что при опробовании одной из разведочных скважин, пробуренной на площади Южный Гутлыаяк, расположенной в Центральных Каракумах (примерно в 100 км к северо-западу от Ашхабада), был получен промышленный приток газа и газоконденсата суточным дебитом более 200 тыс. кубометров. Продуктивный горизонт вскрыт проходчиками недр на глубине 4040--4060 м. Газопровод, который должна построить "дочка" "Итеры", позволит соединить это месторождение и ряд соседних участков с газопроводной системой "Средняя Азия -- Центр", по которой туркменский газ экспортируется в Россию.
Газета "Время новостей" попыталась разобраться в подоплеке разворота туркменской судьбы компании, которая начинала свой путь с торговли голубым топливом при благосклонности покойного Сапармурата Ниязова. Как известно, в начале 2000-х годов она была вытеснена с этого рынка новым руководством "Газпрома" и украинским бизнесменом Дмитрием Фирташем, который являлся акционером Eural Trans Gas и RosUkrEnergo (эти фирмы заменили "Итеру" в схеме поставок туркменского газа на Украину).
Выяснилось, что уже около года в группе компаний "Итера" работает 30-летний Денис Храмов -- родной сын Виктора Храмова, главного помощника туркменского президента Гурбангулы Бердымухамедова. До этого Храмов-старший был доверенным лицом и фактическим главой администрации у Сапармурата Ниязова, что само по себе выглядит достижением. Считается, что при новом лидере г-н Храмов еще больше усилил свои позиции и фактически является главной инстанцией на пути к президентскому одобрению всех крупных, и прежде всего нефтегазовых, проектов.
Еще с ниязовских времен подобное высочайшее одобрение в Туркмении крупные иностранные компании могут получить, если согласятся на предложение Ашхабада взять на себя осуществление различных имиджевых проектов. Подобное предложение, от которого "нельзя отказаться", сделано было и "Итере". Как сообщила ее пресс-служба, в рамках российской национальной выставки в Ашхабаде, открывшейся в августе прошлого года, была развернута экспозиция "Итеры", посвященная ее планам участия в реализации амбициозной задумки Бердымухамедова -- строительству курортной зоны "Аваза" на берегу Каспия. Компания "Итера-Инвестстрой" собирается возводить там фешенебельный отель, в городе Туркменабате -- спортивный комплекс со стадионом и гостиницей, в Ашхабаде -- офисный центр. Активное участие в этих проектах принимают "дочки" "Итеры" -- компании "МРК-Инжиниринг" и "Итеранет".
В результате председатель правления "Итеры" Игорь Макаров получает регулярные аудиенции у туркменского президента. За последние три месяца встречался с ним дважды (в декабре и феврале). Примечательно, что в подобном расположении Бердымухамедов отказывает главе "Газпрома" Алексею Миллеру, его в последнее время он не принимает. Наиболее показательно это выглядело перед Новым годом, когда председатель правления российского монополиста, приобретающего почти весь туркменский газ, был вынужден обсуждать условия поставок газа в 2009 году с опальным вице-премьером Тачберды Тагыевым. А уже через несколько дней пресс-служба "Итеры" радостно сообщила, что г-н Макаров и президент Бердымухамедов "рассмотрели перспективы разработки месторождений нефти и газа на шельфе Каспия и в Центральных Каракумах и строительства комплексов по транспортировке газа". В "Газпроме" ситуацию не комментируют.
Официальный представитель "Итеры" также отказался обсуждать информацию о Храмове-младшем, назвав ее "слухами". Однако источник "Времени новостей" на газовом рынке рассказал, что тот является одним из руководителей компании "Итеранет". Формально она не имеет никакого отношения к нефтегазовому сектору и занимается средствами связи, коммуникациями группы, а также организацией документооборота. Понятно, что один из руководителей, таким образом, может иметь доступ ко всей внутренней документации и внешней корреспонденции "Итеры".
Денис Храмов, по некоторым данным, окончил МГИМО и полугодовой бизнес-курс в Сан-Франциско. До "Итеранет" некоторое время работал в управлении развития и реализации проектов "Зарубежнефти", где курировал ЗАО "Зарит", которое было учреждено "Зарубежнефтью" и "Итерой" для разработки нефтяных блоков на шельфе Каспия (позднее в проект вошла "Роснефть").
Но "Зарит" так и не получил ни одной лицензии. Известно, что при позднем Ниязове "Итера" потеряла место под "туркменским газовым солнцем". По одной из версий, причиной послужило назначение председателем правления "Итеры" Валерия Отчерцова, который в середине 90-х годов был вице-премьером и министром финансов Туркменистана. Считается, что г-н Отчерцов был одним из покровителей деятельности "Итеры" и, вероятно, бенефициаром группы. Но в 1996 году, вероятно, почувствовав приближение репрессий, написал заявление по собственному желанию и получил разрешение переехать в Москву. После этого, по слухам, ни разу не осмелился вернуться в Ашхабад. А после того, как "Итера" потеряла туркменский газовый рынок, стал председателем правления компании. Сейчас занимает позицию заместителя председателя совета директоров ООО "Нефтегазовая компания "Итера", оставаясь, по некоторым данным, крупным бенефициаром. К примеру, несколько лет назад его структуры выкупили у "Итеры" подмосковный горнолыжный комплекс "Сорочаны" за сумму свыше 250 млн евро.
Смерть Ниязова и приход к власти Гурбангулы Бердымухамедова стали "окном возможностей" для возвращения "Итеры" в газовый бизнес Туркменистана. Как не без значения подчеркивает пресс-служба компании, "сотрудничество "Итеры" и Туркменистана, ведущее отсчет с 1992 года, в последнее время обрело поступательный и интенсивный характер". И, судя по всему, протекция Виктора Храмова занимает в этом процессе далеко не самое последнее место.
ООО "НГК Итера" учредило ЗАО "Итера-Восток". Как говорится в сообщении регионального отделения ФСФР по Центральному федеральному округу, первичная эмиссия акций компании была зарегистрирована 18 февраля текущего года. В "Итере" Интерфаксу сообщили, что компания была учреждена для реализации газовых проектов на востоке РФ. От более подробных комментариев в компании воздержались. На сегодняшний день у группы компаний "Итера" есть лицензия на мелкое Братское газовое месторождение на севере Иркутской области. Компания планировала совместно с "Газпромом" реализовать газификацию Братска на базе этого участка.