USD 91.2881

-0.4

EUR 101.6207

-0.33

Brent 79.05

+1.89

Природный газ 2.025

-0.04

...

Приманка для ОПЕК

Россия может рассмотреть вопрос о вступлении в ОПЕК, "если будут соблюдены все договоренности". Об этом заявил вчера в Вене на конференции ОПЕК вице-премьер Игорь Сечин.

Приманка для ОПЕК

Россия может рассмотреть вопрос о вступлении в ОПЕК, "если будут соблюдены все договоренности". Об этом заявил вчера в Вене на конференции ОПЕК вице-премьер Игорь Сечин. Эксперты сомневаются в необходимости такого шага и в готовности Москвы вступить в международный нефтяной картель. При этом они отмечают, что в торге с ОПЕК Сечин ухитрился представить очевидные проблемы РФ в нефтедобыче как сознательную попытку поддержать мировые цены. Кроме того, по их мнению, заявления вице-премьера о планах сокращения добычи нефти Россией, при том что сейчас страна фактически наращивает ее экспорт, выглядят по меньшей мере двусмысленно.

"Мы будем сокращать экспорт нефти за счет увеличения внутреннего потребления, в частности, планируем передать два миллиона тонн сельхозпроизводителям, а также за счет увеличения переработки", — заявил вчера Игорь Сечин. Кроме того, он также добавил, что Россия будет предлагать странам — участникам ОПЕК увеличивать координацию при сотрудничестве с нефтяными производителями. Но самое главное — по его словам, Россия может рассмотреть вопрос о вступлении в ОПЕК. Правда, в том случае, "если все наши договоренности с картелем будут реализовываться".

Это уже не первое заявление по данной теме со стороны вице-премьера, курирующего ТЭК в российском правительстве. На внеочередном совещании ОПЕК, прошедшем 17 декабря 2008 года, Сечин также говорил, что Москва может рассмотреть вопрос об участии России в ОПЕК. Однако тогда он подчеркнул, что это вопрос будущего.

Что за условия выдвигает Москва для своего вступления в ОПЕК, пока можно только догадываться по косвенным признакам. Вчера по окончании встречи с министром энергетики и нефтяной промышленности Венесуэлы Рафаэлем Рамиресом Сечин отметил, что Россия предлагает ОПЕК организовать новые торговые площадки, где будут продаваться российские сорта нефти. По его мнению, это поможет стабилизировать цены на нефть на мировых рынках и постепенно изменить систему ценообразования в отрасли. В свою очередь, представитель Венесуэлы выразил уверенность, что предложения России "будут позитивно восприняты всеми участниками сессии ОПЕК".

О том, что из-за падения мировых цен Россия будет придерживаться сокращения поставок нефти на мировой рынок, Игорь Сечин докладывал в минувшую пятницу и президенту Дмитрию Медведеву.

По его словам, в 2008 году сокращение добычи, пришедшееся в основном на конец года, составило 3 млн. тонн, тогда как падение поставок сырой нефти на экспорт за весь год составило 15 млн. тонн. "По данным ОПЕК и независимых экспертов, товарные запасы нефти сейчас достигают 62-63 суток на рынке, — подчеркнул вице-премьер. — Этот объем давит на рыночные показатели и приводит к снижению". Впрочем, он с удовлетворением отметил и тот факт, что скоординированные действия России со странами ОПЕК и другими крупнейшими производителями дали определенный результат и нефтяные цены сейчас стабилизировались на уровне в 40 долл. за баррель.

Впрочем, данные статистики идут вразрез с такими заявлениями. С одной стороны, за январь-февраль Россия действительно сократила добычу на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 78,5 млн. тонн. Однако экспорт ее за рубеж не только не падает, но, наоборот, растет. Как сообщило на днях агентство Bloomberg со ссылкой на информацию ЦДУ ТЭК Минэнерго, за январь-февраль экспорт российской нефти вырос на 2,7%. В частности, в январе иностранные потребители получали 5,5 млн. баррелей в сутки, а в феврале — 5,37 млн. баррелей, что на 3,2 и 6,3% выше аналогичных показателей прошлого года. При этом рост экспорта продолжается третий месяц, так как в декабре прошлого года он вырос до 5,55 млн. баррелей против 4,89 млн. месяцем ранее.

На этом фоне заявления российского руководства о координации своих действий и даже о возможном вступлении в ОПЕК выглядят по меньшей мере двусмысленно, считают эксперты. "Смотрите, что получается: экспорт растет — по одним данным, на 2,7%, по другим — более чем на 3%, — отметил в беседе с "НГ" аналитик отрасли, пожелавший остаться неназванным. — В итоге выручку-то мы увеличили, но при этом цену на свою нефть марки Urals сбили на 4-5%. Как это соотносится с заявлениями о координации действий — непонятно, тем более что действия властей иногда идут напрямую вразрез со стремлением остановить падение цен".

Ведущий аналитик ИК "Файненшл Бридж" Дмитрий Александров считает, что особой выгоды вступление в ОПЕК России не несет. "Все плюсы могут быть легко достигнуты и вне рамок этой организации, — уверен эксперт. — Хороший пример — декабрь прошлого года, когда Игорь Сечин говорил о снижении квот, причем делал эти заявления в кулуарах встречи, а не за столом переговоров. Хотя во втором случае эффект мог бы быть гораздо более ощутимым". К тому же, как считает Александров, при вступлении в ОПЕК Россия будет вынуждена соблюдать определенные квоты на добычу и экспорт, ограничивая себя в возможности маневра, при этом неминуемо будет получать новые порции обвинений со стороны Запада в том, что, присоединившись к картелю, душит мировую экономику. "С точки зрения формирования цены гораздо более эффективными выглядели бы двусторонние переговоры с Ираном, Венесуэлой, Алжиром, Ливией и даже Катаром", — полагает он.

Эксперты отмечают, что заявления о сокращении экспорта за счет увеличения внутреннего потребления к радикальным мерам, которые могли бы переломить тренд к снижению мировых цен на нефть, отнести довольно сложно, поскольку эти 2 млн. тонн могут быть раскиданы либо на весну, либо на весь год, так что влияния на цены они не окажут. То же самое относится и к предложению создать новые торговые площадки по торговле российскими нефтяными сортами.

"Очередные заявления — это попытка расположить к себе членов ОПЕК, но при этом не сокращать собственную добычу и экспорт", — считает Александров.

Аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Виктор Марков считает вступление в ОПЕК длительным процессом, а потому подсчитывать выгоды от вступления не спешит. "Россия в отличие от нефтедобывающих стран Ближнего Востока не может консервировать свои скважины в силу климатических условий, поэтому придется создавать запасы, что влечет целый ряд проблем, в том числе связанных и с налогообложением, — отмечает аналитик. — Поэтому пока Россия действует на уровне заявлений, хотя иногда даже демонстрация невозможности нарастить добычу сырья может оказывать давление на рынок".

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram