Нефтегазовое истощение
Благополучию России брошен новый вызов. В 2009 году показатели ключевых для нее отраслей — добычи нефти и газа — вступили в полосу углубляющегося спада. По данным Росстата, в январе-феврале добыча нефти, включая газовый конденсат, упала на 2,2%.
По данным Росстата, в январе-феврале 2009 года в стране было добыто 78,2 млн. т нефти и 105 млрд. куб. м газа, что на 2,2 и на 12,2% меньше, чем за первые два месяца 2008 года. При этом в феврале показатели упали сильнее, чем в январе.
В частности, глубина спада в нефтедобыче составила уже 3,7, а газодобычи — 14,1%.
Еще более пессимистичные данные ранее обнародовало Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК) Минэнерго. По его информации в январе-феврале по сравнению с аналогичным периодом 2008 года добыча газа упала на 13,3% — до 103,8 млрд. куб. м. Лидер отрасли — "Газпром" — показал еще более плохие результаты. В январе-феврале 2009 года его добыча упала на 15,9% — до 84,56 млрд. куб. м. При этом экспорт газа за два месяца этого года сократился на 41% — до 23,95 млрд. куб. м. Такой обвал экспорта объясняется временным прекращением транзита газа через Украину в январе и общим снижением спроса за рубежом из-за продолжающегося финансового кризиса.
Эксперты предсказывают дальнейшее падение объемов добычи нефти и газа, что грозит России недополучением десятков миллиардов долларов.
По мнению партнера консалтинговой компании RusEnergy Михаила Крутихина, уже к середине года добыча нефти и газа может упасть на 10-15% к уровню прошлого года. "Из-за падения рентабельности придется выводить из эксплуатации скважины, а после кризиса тратить на их реабилитацию в два-три раза больше средств", — предрекает Крутихин. По его словам, после кризиса на восстановление выведенных из эксплуатации скважин потребуется около двух лет.
Ведущий аналитик ИК "Файненшл Бридж" Дмитрий Александров объясняет, что при цене нефти в 40 долл. за баррель многие месторождения становятся нерентабельными. "Если говорить о старых скважинах, то на каждую промысловую нужно строить одну нагнетательную, — рассуждает эксперт. — В итоге может оказаться, что 70% отдачи составит водяная смесь, и лишь 30% придется на нефть. В таком случае себестоимость может составить около 35 долларов за баррель, и это без учета других расходов — на оплату труда, восстановительных мероприятий и т.д. Когда такая ситуация складывается по целому "кусту" нефтедобычи, то такие скважины придется консервировать или закрывать".
Больший оптимизм проявляет глава департамента Due Diligence компании "2К Аудит — Деловые консультации" Александр Шток. "Пока падение объемов добычи нефти не критично, так что снижение добычи на 3-4% по итогам года будет вполне приемлемым для отрасли, — уверен аналитик. — Если цены на нефть не упадут ниже 40-45 долларов за баррель и экспортные пошлины не будут увеличиваться, то более существенного снижения объемов нефтедобычи удастся избежать". Что же касается добычи газа, то здесь снижение показателей будет более существенным. "Но уже через месяц-два его добыча может увеличиться, — полагает Шток. — Нынешнее резкое снижение объясняется высокой ценой на газ, которая привязана к стоимости нефтяной корзины с отсрочкой на 6-8 месяцев. Сегодня цены на газ находятся на максимальном уровне, что отражается на спросе, но уже через месяц цены на газ начнут резко снижаться, что приведет к увеличению спроса и, следовательно, к увеличению объемов добычи. Таким образом, к концу года снижение объемов газодобычи будет менее существенным и вряд ли превысит 7-8%".
Как бы то ни было, ближайшее будущее нефтегазодобычи выглядит мрачно. Эксперты не исключают дальнейшего проседания мировых цен на нефть, к которым привязаны и газовые цены. "Рецессия пошла такими темпами, что рынок сокращается, и показатели января-февраля, когда экспорт нефти из России вырос почти на 3%, могут смениться падением, — полагает Крутихин. — Кроме того, возможно дальнейшее проседание мировых цен на нефть — с нынешних 40 долларов до 35 долларов за баррель уже к середине лета. А при самом плохом варианте возможно снижение и до 25 долларов за баррель". По мнению Александра Штока, сокращение доходов уже негативно сказывается на инвестпрограммах нефтегазовых компаний. "Если цены на нефть до конца года не вернутся к уровню 65-75 долларов за баррель, планы по росту объемов добычи придется серьезно корректировать, — считает он. — Это серьезно замедлит развитие нефтегазовой отрасли, и ожидать, что объемы добычи энергоресурсов вернутся на максимальный уровень в ближайшие 4-5 лет, не придется".