Европа раскрыла украинские трубы
Сегодня в Брюсселе пройдет инвестиционная конференция по вопросу модернизации газотранспортной системы (ГТС) Украины, на которую "Нафтогазу Украины" должен быть выдан европейский кредит в размере $2,5 млрд.
Договоренность о проведении конференции по вопросам модернизации украинской ГТС была достигнута Киевом и Брюсселем еще в минувшем году - тогда речь шла о ?2,5 млрд "безвозмездной финансовой помощи". Теперь и схема выделения денег, и валюта изменились: по новым условиям $2,5 млрд на модернизацию украинской ГТС выделят в кредит Всемирный банк (ВБ), Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк. Срок реализации проектов - семь лет, основные средства выделят на третий год работ.
В конце минувшей недели Виктор Ющенко заявил в Брюсселе, что Украина и Еврокомиссия согласовали текст заявления, которое будет подписано по итогам мероприятия. Господин Ющенко выразил уверенность, что Украина получит кредит на реконструкцию ГТС. "Переговоры были очень непростыми",- подтвердил "Ъ" информированный источник в Еврокомиссии. В частности, Еврокомиссия (ЕК) требовала, чтобы Украина реформировала структуру "Нафтогаза" и ее дочерних компаний, приведя ее в соответствие с законодательством ЕС. "Одно из ключевых требований - реальное отделение "Укртрансгаза" от "Нафтогаза"",- пояснил чиновник ЕК.
Согласно тексту заявления (есть в распоряжении "Ъ"), правительство Украины берет на себя обязательство обеспечить независимость "Укртрансгаза" и поступление ему доходов от передачи газа и его хранения на уровне, достаточном для стабильного функционирования. Правительство также обязуется открыть ГТС для доступа сторонних компаний и "предоставить третьим сторонам доступ к подземным хранилищам газа на прозрачных коммерческих условиях". По требованиям Европы, тарифы на прокачку и хранение газа будут "недискриминационными".
Основными работами по модернизации ГТС Украины будут реконструкция газопроводов, модернизация существующих газокомпрессорных станций (ГКС), строительство газоизмерительных станций (ГИС "Ужгород", "Берегово", "Дроздовичи", "Теково", "Орловка") и модернизация подземных хранилищ (Бильче-Волыцько-Угерского и Богородчанского ПХГ). На реконструкцию и строительство ГКС из общего объема выделяется $1,435 млрд, на модернизацию газопроводов примерно равными долями направят еще $616,3 млн.
Украина также предлагает Европе два проекта, финансирование которых должно проходить по отдельным статьям. Это пятилетняя программа по строительству газоизмерительных станций на входе в ГТС Украины, которая оценивается в $448 млн (на ней настаивает Еврокомиссия), и строительство трубопроводов Новопсков-Ужгород и Торжок-Долина мощностью 58,6 млрд кубометров газа в год на $5,5 млрд. "У нас нет проблем с измерениями - Россия измеряет, а мы контролируем процесс. Если проект не дает прибыли, то он не может быть профинансирован за счет кредитов, это должны быть грантовые средства,- пояснил "Ъ" заместитель главы минэнерго Украины Сергей Павлуша.- Пусть Европа думает - поддерживать Северный поток, который стоит больше $20 млрд, поддерживать Южный поток, который потребует вложения порядка $30 млрд, или вложить $5 млрд в наш проект и нарастить мощности на 60 млрд кубометров".
Идею о совместной с Европой модернизации ГТС Украины и возрождении Международного газотранспортного консорциума неоднократно поддерживали и Владимир Путин, и представители "Газпрома". Согласно заявлению, которое будет подписано сегодня в Брюсселе, проект остается открытым: "Другие партнеры, которые намерены предоставлять гранты или займы для модернизации ГТС, могут предоставлять подробную информацию о готовности и возможном уровне финансового участия". Однако, как стало известно "Ъ" из источников в правительстве РФ, ни представителей "Газпрома", ни чиновников Минэнерго завтра в Брюсселе не будет: "Такое решение принято в Москве",- сказал "Ъ" чиновник.