Цари, Советы и перестройка - три реалии, каждая из которых стала частью российской истории. Первая длилась веками, вторая - 80 лет, третья - лишь десятилетие. Возникает желание предположить, что момент, который переживает Россия ныне, - простое продолжение политических и экономических реформ, начатых Горбачевым в конце 80-х годов, продолженных Ельциным в 90-е и адаптированных Путиным к новым реалиям страны и мира.
Разочарование ходом экономических реформ и последствий широкомасштабной приватизации, прошедшей в 90-х годах, ослабили позитивное отношение многих россиян к рыночной экономике. Чеченский терроризм, 11 сентября, опасения в связи с возможным наступлением хаоса в стране, а также инстинкт, вновь пробужденный Путиным, бывшим офицером КГБ, способствовали формированию в стране менее либеральной обстановки по сравнению с той, что преобладала в годы правления Ельцина.
Смена политического курса американской администрации позволила Путину отказаться от некоторых демократических начинаний, сторонниками которых были Клинтон и Ельцин. Клинтон заботился о проведении в России экономических реформ и о создании в этой стране демократических институтов. Буш, напротив, в большей степени озабочен борьбой с терроризмом в Ираке. Для Клинтона Россия была главной социально-экономической исследовательской лабораторией. Для Буша она стала уважаемым союзником, но не самым важным в войне против террористов.
Вместе с тем было бы неверным предположение о том, что будущее России легко прогнозировать простым экстраполированием 90-х годов. В политике и экономике России будет преобладать непоследовательность. Россия превратится в нефтяное государство. То, что у нее много нефти, конечно же, не новость. Но то, что в России произошел самый настоящий бум в добыче этого сырья и что эту страну теперь можно сравнивать с Саудовской Аравией, является новым феноменом.
Когда страна с плохо функционирующими структурами власти превращается в нефтяное государство, она становится совершенно иной. В Соединенных Штатах или в Норвегии нефть не повлияла на ситуацию в стране, как это произошло в Нигерии или в Венесуэле. Альянс между нефтяными компаниями и слабыми государственными институтами приводит к возникновению убийственного коктейля: он способствует распространению бедности, неравенства и коррупции. И подрывает демократию. Лишь немногие страны со слабыми государственными институтами сумели превратить нефть в источник процветания для большинства населения.
Страна, экономика которой основывается на нефти, неизбежно принимает обменный курс, который делает более дешевым импорт и более дорогим экспорт. Это замедляет развитие других секторов экономики. Сельское хозяйство, ремесла или туризм становятся менее конкурентоспособными на международном уровне, и их развитие тормозится. В нефтяных государствах появляется меньше рабочих мест, и экономическое развитие таких государств отличается неустойчивостью. Нефть сама по себе не создает много рабочих мест, но производит для государства доходы и пошлины на экспортируемые товары.
В России на долю производства нефти и бензина приходится 20% ВНП и 55% экспорта. Однако нефтяная отрасль обеспечивает рабочими местами лишь 2 млн человек из 70 млн трудоспособного населения. По мере развития нефтяная промышленность становится все более крупной сферой экономики, не являясь при этом существенным источником новых рабочих мест. Кроме того, цена нефти на мировом рынке крайне неустойчива, и все нефтяные государства переживают циклы экономического бума, за которыми следуют застой и даже спад.
Следствием периодов застоя становятся многочисленные долги, незавершенные проекты и урезание государственного бюджета, что сразу же отражается на самых бедных слоях населения, которые во многом зависят от социальных программ. Когда поступления от налогов оказываются в зависимости от объемов добычи нефти, от снижения поступлений из самого обширного сектора страдает вся налоговая сфера.
Политические последствия всего этого крайне негативны. Потому что нефтяной бизнес концентрируется в руках немногих крупных компаний, а их владельцы и топ-менеджеры обретают огромный политический авторитет и власть. Совершенно очевидно, что и коррупция является частью этого процесса, поскольку принятие миллионных решений в пользу этих компаний является компетенцией лишь немногих политиков и правительственных чиновников.
Россия - не Кувейт и не Саудовская Аравия. Это большая и противоречивая страна с очень образованным населением и мощной технологической базой. Но, несмотря на все это, она станет нефтегосударством. Остается лишь понаблюдать, удастся ли ей при этом избежать политических и экономических рифов, которые поджидают все страны, где нефть становится самой крупной промышленной сферой и самым важным фактором политического влияния.
...
Путин и спрут черного золота
Цари, Советы и перестройка - три реалии, каждая из которых стала частью российской истории. Первая длилась веками, вторая - 80 лет, третья - лишь десятилетие.