Инвесторы сохраняют верность фондовому рынку России
«Действительно, на московские рынки притекает много свежих денег», - говорит один из брокеров. По оценке московских брокеров, толчком для повышения котировок займов и ценных бумаг стало решение рейтингового агентства "Moody"s".
С той же поры инвесторы, однако, ломают свои головы по поводу дальнейших шансов и рисков, связанных с присутствием на рынках России. «На последующие десять лет Россия имеет потенциал роста с множителем на уровне десяти, - говорит Йохен Вермут (Jochen Wermuth), менеджер из фирмы "Wermuth Asset Management", - поскольку соотношение курса-прибыли могло бы увеличиться с сегодняшних средних пяти до 15, что соответствует уровню, существующему в Польше. К этому следует добавить, что президент Путин собирается в течение десятилетия увеличить вдвое внутренний валовой продукт. И в связи с реальным повышением курса рубля российские компании, работающие в основном на российском рынке, смогут заметно увеличить свои прибыли.
Это все, что можно считать хорошей новостью. Так как в краткосрочном плане биржевой курс может еще вырасти на 50%, но в то же время может и упасть на 20%», - откровенничает Вермут. Хартмут Якоб (Hartmut Jacob), аналитик из московского инвестиционного банка «Ренессанс-Капитал», говорит: «Неожиданности в России обычное дело». Так, в настоящее время рынок желает слышать только позитивные новости. «Но если затем появятся плохие новости, курс пойдет вниз», - ожидает Якоб.
Это все, что можно отнести к разряду негативного. Но считать, что все уж совсем плохо, тоже нельзя: «Скандал вокруг нефтяного концерна «ЮКОС» показал, что российский рынок обладает относительным иммунитетом», - считает Якоб. Так, московский рыночный барометр РТС опустил индекс лишь на какой-то непродолжительный момент, когда в начале июля прокуратура начала следствие в отношении «ЮКОСа».
Две недели назад индекс РТС преодолел затем максимальную с 1997 года отметку и с того момента ниже этого уровня уже не опускается. Кстати, брокеры наблюдают, что на рынок поступает свежий иностранный капитал, и, с другой стороны, уже идет прибыль. Поэтому в настоящее время московский рынок ценных бумаг развивается по извилистой.
Одним словом, пришло время, присмотреться к акциям компаний России поосновательнее: «Рынок ценных бумаг России уже больше нельзя считать дешевым», - считает Джеймс Фенкнер, руководитель аналитического отдела московского брокерского дома «Тройка- Диалог». После того, как с 1999 года курс подскочил на 830%. Ко всему рынок оказался разогретым в связи с тем, что при наличии больших денег не хватает акций, в которые эти деньги можно было бы вложить. Предложение ценных бумаг российских компаний совсем не велико - общая рыночная капитализация акций, которыми торгуют на рынке в Москве, составляет 200 млрд. долларов США.
Но к числу основных показателей следует отнести также то, что в отличие от "Moody"s", другие рейтинговые агентства, такие, как "Standard&Poor"s", считают, что реформирование экономики громадной страны еще не достигло тех масштабов, которые могли бы оправдывать присвоение ей инвестиционного рейтинга: «Нам хотелось бы видеть больший прогресс в реформировании, чтобы экономика была в состоянии преодолевать трудности», - говорит аналитик агентства S&P Конрад Ройс (Konrad Reuss). Аналитик Якоб тоже не хотел бы «делать поспешные выводы, будто Россия превратилась в полностью нормальную страну». До сих пор слишком многое на пространстве между Санкт-Петербургом и Тихим океаном зависит от высоких цен на нефть.
Для ценных бумаг российских компаний это означает, что у голубых фишек, то есть у ведущих компаний, в ценные бумаги уже заложена большая часть их стоимости. Монополист в сфере электроэнергетики «ЕЭС», например, «дороже, между тем, даже по международным меркам. Ясный сигнал для продажи», - говорит Якоб, который, как и Вермут, делает ставку на «второй эшелон». Там меньшие величины с большим потенциалом и большим недостатком: немецкие инвесторы не могут подступиться к ним через американские депозитные расписки на акции этих российских компаний, котирующиеся на западных рынках. Видит возможности «при условии благоприятного курса, то есть при условии кратковременного спада» также и менеджер фондового рынка Флориан Феннер (Florian Fenner) из Объединенной финансовой группы (UFG).