Российские олигархи снова дрожат от страха
Если распространившиеся в Москве на прошлой неделе слухи о повышении налога на добычу полезных ископаемых застали врасплох законодателей, то источники в отрасли интерпретировали их как признак того, что нынешняя кампания президента Владимира Путина п.
Владимир Вонукевич, специалист по налогообложению в аппарате Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы РФ, заявил корреспонденту "Asia Times", что без рекомендации его комитета и голосования в думе "изменить налоговую ставку невозможно". Председатель вышеназванного комитета Александр Жуков через своего помощника сообщил, что ничего не слышал о предложении изменить ставку и поэтому не может его комментировать.
Андрей Федоров, начальник одного из управлений Министерства РФ по налогам и сборам, якобы ранее на этой неделе заявил, что его министерство изучает возможность внесения изменений в налоговый кодекс, которые увяжут налоговую ставку на добычу таких металлов, как никель, алюминий, медь и платина, с их мировой рыночной ценой. В предложении об изменении налоговой ставки якобы сказано, что горнорудные компании больше не будут платить налог в размере 8% от цены металла на внутреннем рынке. Ставку на добычу металла предлагается исчислять ежеквартально по аналогии со ставкой на добычу сырой нефти. Михаил Юрнаев, заместитель г-на Федорова, особо подчеркнул, что данное предложение пока никому не направлялось, и в думе, как и в Кремле, о нем не знают.
Привлек внимание выбор времени для данного предложения, как раз в момент острого конфликта между президентом Путиным и компанией "ЮКОС". Поддерживающие президента России министр финансов Алексей Кудрин и министр экономического развития и торговли Герман Греф в последние дни выступали с публичными заявлениями, предлагая повысить налоги на крупные нефтяные и горнорудные компании. Аналитики отрасли высказывают также предположения, что нападки правительства на "ЮКОС" могут распространиться на другие контролируемые олигархами компании.
Министерство финансов уже предпринимало попытки увеличить налоговое бремя для двух российских производителей алюминия, "Русского Алюминия" и "Сибирско-Уральского Алюминия", отменив не облагаемый налогом толлинг. Думские депутаты заявляют, что будут выступать против повышения налогов на принадлежащие олигархам компании.
Пару лет назад Дмитрий Козак, высокопоставленный чиновник из администрации президента, предлагал вернуть под контроль государства природные запасы и ресурсы и ввести концессионную систему их эксплуатации. Считается, что эту схему поддерживает сам президент Путин. Для ввода ее в действие необходимо изменить законодательство.
Ныне действующее законодательство предусматривает, что недра принадлежат государству, которое на конкурентной основе выдает отдельным компаниям лицензии на добычу полезных ископаемых. Федеральное и региональные правительства совместно контролируют лицензионную систему, при этом они, вместе с местными органами самоуправления, получают доходы от налогов на добычу полезных ископаемых. Добытые природные ресурсы являются собственностью имеющей лицензию компании.
Предложение г-на Козака вызвало немедленное противодействие российских нефтяных и горнорудных компаний, которые заявили, что "замена лицензионного механизма на концессии окажет разрушительный эффект на нефтедобывающую и горнорудную промышленность России в целом". Как сказал Валерий Брайко, президент Российской ассоциации золотопромышленников, "введение государственной собственности не только на недра, но и на добытые полезные ископаемые противоречит статье 9 Конституции РФ и другим законам, в частности Гражданскому кодексу РФ".
По мнению Алексея Моисеева, аналитика московского инвестиционного банка "Ренессанс Капиталъ", новую схему сегодня проталкивает "санкт-петербургская группа личных друзей президента Путина и его бывших коллег по КГБ". Он назвал эту новую идею "экономически иррациональной".
Одним из самых сильных критиков существующей лицензионной системы является Владимир Литвиненко, директор санкт-петербургского Горного института. Он является советником президента Путина, а в свое время был научным руководителем его докторской диссертации. Ранее г-н Литвиненко заявлял корреспонденту "Asia Times", что выступает за то, чтобы российская политика в отношении природных ресурсов была приближена к мировым стандартам, и чтобы контроль за соблюдением условий добычи полезных ископаемых был более жестким.
Сергей Алексашенко, вице-президент компании "Интеррос", которая держит контрольный пакет акций "Русского Никеля", заявил, что сомневается в том, что государство что-то выиграет от замены лицензионной системы на концессионную. В то же время это будет иметь губительные последствия для российского рынка ценных бумаг и сделает будущее горнорудной промышленности России неопределенным. "Я не думаю, что государство сумеет получить более высокие доходы от ренты", - заявил он.
Источники в нефтяной индустрии заявили, что предложенная концессионная схема является своего рода политическим шантажом. Они принудили г-на Козака отозвать свое законодательное предложение, и эта схема была похоронена без формального рассмотрения кабинетом министров.
То, что случилось с предложением г-на Козака год назад, приобрело особую важность сегодня, поскольку г-н Козак стал заместителем нового главы президентской администрации Дмитрия Медведева.