Кремль идет аварийным курсом
Мечты как не бывало. При том, что все выглядело так хорошо. Российский внутренний валовой продукт растет, падает уровень инфляции, активно вкладываются капиталы.
Арест Платона Лебедева, главы влиятельной группы «Менатеп», фондовый рынок перенес еще сравнительно легко. Как стало ясно сейчас, государственная власть уже тогда начала ограничивать власть Михаила Ходорковского. Миллиардер, до недавнего времени - глава российского нефтяного концерна, сидит, между тем, в тюрьме. Группа «Менатеп» является главным акционером ЮКОСа.
То, что государство приняло меры также против Ходорковского, очевидно, глубоко потрясло российских инвесторов. Их доверие к правительству падает, так как они опасаются, что за решеткой могут оказаться и другие предприниматели. Индекс РТС в настоящее время находится на уровне 481 пункта, что несколько выше рекордно низкой отметки.
В прошлые выходные президент Владимир Путин попытался остановить панику. На 13-м съезде Союза промышленников и предпринимателей он предложил новую редакцию известной сделки: предприниматели России должны уйти из политики и одновременно признать свои «социальные обязательства», то есть отдавать населению несколько больше от своих богатств. В ином случае им грозит судьба Ходорковского. По-настоящему успокоить инвесторов эти предложения не могут.
Предприниматели, во всяком случае, присмирев, отмежевались от Ходорковского. Заместитель председателя Союза Игорь Юргенс в этой связи похвалил «реформатора» Путина, на стороне которого, мол, нужно и бороться. Совсем уж поджимать хвост, члены Союза не пожелали. Они вновь избрали арестованного нефтяного миллиардера в президиум - «жест солидарности и выражение принципа презумпности невиновности», - сказал президент Союза Аркадий Вольский.
Семен Кукес, преемник Ходорковского на посту главы ЮКОСа, урок, преподанный Кремлем, очевидно, усвоил и ведет себя предупредительно. «Я соблюдал дистанцию по отношению к Ходорковскому как человеку. Я желаю ему большого счастья, но это его проблема».
Путин спустил всех собак, прежде всего, потому, что Ходорковский пытался помешать созданию президентского большинства в Государственной Думе и при этом без всякого стеснения финансировал всех, кто хоть каким-то образом подходил на роль оппозиции, начиная от либералов и кончая коммунистами.
Одновременно «ЮКОС», слившийся с конкурентом - компанией «Сибнефть», - грозил полностью уйти из-под влияния Кремля. Это могло бы произойти, если бы пакет образовавшегося концерна приобрел один из двух американских нефтяных концернов "Exxon Mobil" или "Chevron Texaco". Этого Путин, который хочет делать мировую политику с помощью сырьевых ресурсов, допустить не мог. Нефть и газ, это его кредо, являются делом государства, частные предприятия обязаны подчиниться Кремлю. Кукес это понял и уже высказался против слияния с американскими нефтяными гигантами, мол, от этого вряд ли будет какая-то польза.
Ходорковский сидит с 25-го октября в печально известной московской следственной тюрьме «Матросская Тишина». Ходатайство об изменении меры пресечения было отклонено. Генеральная прокуратура во главе с Владимиром Устиновым намерена предъявить ему обвинение в нарушении законов по семи статьям. Прежде всего, его обвиняют в присвоении в составе организованной группы собственности в особо крупных размерах и в уклонении от уплаты налогов. Сторона обвинения оценивает общий ущерб в размере одного миллиарда долларов США. В последнее время ходят слухи, что налоговые органы потребуют возвращения даже десяти миллиардов долларов США. В итоге - сильное падение курса акций на фондовой бирже.
Со времени ареста Ходорковского ЮКОС находится под прицелом различных учреждений, использующих все свои служебные возможности, чтобы выявить в концерне какие-нибудь нарушения. Разумеется, впереди всех - Генеральная прокуратура, налоговые органы и Счетная палата. Проявляют активность также Министерство природных ресурсов и Министерство имущества, подвергается очередной перепроверке уже данное согласие Министерства по антимонопольной политике на слияние ЮКОСа и «Сибнефти».
Наконец, в прошедший понедельник был вынужден уйти с поста ректора авторитетного Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) крупный акционер ЮКОСа Леонид Невзлин. Он был избран на этот пост в июне, после того, как ЮКОС пообещал выделить университету на этот год 100 млн. долларов США. Одной из московских газет Невзлин заявил, что уйти в отставку его заставили. Это доказывает, что российское государство «преследует концерн и группу акционеров ЮКОСа по политическим мотивам».
Возможно, это и соответствует действительности, но не делает из Ходорковского благородного борца за свободу и демократию. Миллиардер преследовал свои собственные интересы, не стесняясь в средствах. Кремлевская бюрократия, которую он сегодня справедливо критикует как коррумпированную, помогала ему в середине девяностых годов в приобретении на более чем сомнительном аукционе всего за 309 млн. долларов США нефтяного концерна, стоимость которого после завершения сделки оказалась шесть миллиардов долларов США. Сегодня его стоимость составляет около 24 млрд. долларов США. Политика, признался недавно Ходорковский, интересовала его в той мере, «в какой она способствовала или мешала бизнесу».