Глобальный дефицит нефти и времени
Новости прошлого месяца о том, что огромные залежи нефти в Саудовской Аравии близки к полному истощению запасов, на самом деле не отображают в полной мере реальную ситуацию, по крайней мере, реальное положение дел далеко от того, что говорилось в сре.
Более чем столетие правительства западных стран были уверены в долгосрочной перспективе поставок нефти в их страны. В то время, как пессимисты, как, впрочем, и всегда, предсказывали снижение поставок нефти на мировой рынок, компании вновь и вновь открывали новые месторождения. На данный момент оптимисты, среди них и США, могут только надеяться на то, что мировые запасы нефти не истощатся через 40 лет, и что еще есть время на то, чтобы изобрести и воплотить в жизнь альтернативные технологии, способные заменить нефть.
Но такие оптимистичные взгляды на будущее, по крайней мере, вызывают много вопросов и подозрений, особенно сейчас. Конечно, у нас не будет недостатка в нефти завтра и даже через 10 лет, но будущее рисуется в весьма мрачных тонах. Прежде всего, вопрос не в том, что нефть скоро закончится, а в том, что добыча достигает своего пика, за которым последует спад. С 1990 года добыча нефти, т.е. количество баррелей, которые мы могли выкачивать из недр земли, стала почти полностью удовлетворять существовавшие тогда запросы. Сегодня добыча нефти составляет почти 29 миллиардов баррелей в год, что полностью соответствует запросам. К 2020 году запросы вырастут до 45 миллиардов баррелей в год, будем надеяться, что и нефтекомпании, соответственно, увеличат добычу.
Однако, совершенно очевидно, что добыча попросту не будет удовлетворять спрос. Количество нефти на планете не безгранично, чем больше ее добывается, тем меньше остается в земле, и тем сложнее становится добыча оставшихся запасов из природных недр. Мы не останемся совсем без нефти, по нефтепроводам по-прежнему будет поступать огромное количество продукта, но уже не так быстро и не так много, как того хотелось бы, и, как может подтвердить любой экономист, когда спрос будет превышать предложение, стоит ожидать больших неприятностей.
Во время революции в Иране, когда добыча нефти резко сократилась, цены значительно превышали сегодняшние и достигли $80 за баррель. А это, заметьте, было лишь временное снижение добычи. Если добыча достигнет своего пика, а после, соответственно, спада, то эффект будет ужасающим. Цены уже никогда не снизятся. Любая отрасль глобальной экономики, зависящая, прежде всего от дешевой энергии, а энергия - это все для сегодняшней экономики, будет бесповоротно трансформирована.
А хорошие новости заключаются в том, что, так называемый, 'пик' подразумевает плавный переход к добыче, составляющей половину от сегодняшнего количества, а затем к полному истощению запасов. И, если достижение пика займет столетие, то до полного истощения будет оставаться еще 100 лет. Но, к сожалению, в реальности переход не будет столь плавным. После достижения пика, когда цены подскочат до уровня в 70$, 80$ и даже в 100$ за баррель, нефтяные компании будут рыскать по планете в поисках нефти. К тому времени, когда их поиски увенчаются успехом, и они найдут достаточное количество нефти, чтобы сохранить добычу на определенном уровне, превратив пик в своего рода ровную линию, это, возможно, на некоторое время успокоит страхи. Однако, добыча после достижения пика сократится очень резко и неожиданно. Как мне недавно сказал один из геологов, работающий на правительство, 'за этой ровной линией последует резкий обрыв'.
Когда добыча резко упадет, цены не просто вырастут, они взлетят вверх. Если мы по-прежнему будем всецело зависеть от нефти, то, когда это случится, глобальная экономика впадет в сильнейшую депрессию, по сравнению с которой Великая Депрессия будет казаться лишь легкой репетицией. И, кажется очень маловероятным, что человечество перейдет к использованию нефти только в качестве топлива для двигателей, потому что сегодня нефть обеспечивает более 40% всей энергии, а 90% используется в качестве топлива для двигателей. Политическая реакция будет похожа на полное отчаяние. Индустриальные экономики будут испытывать огромный недостаток в энергии и будут стараться заменить нефть чем-нибудь другим, скорее всего, будут использовать уголь, не обращая внимания на угрозу экологической катастрофы. А хуже всего то, что борьба за оставшуюся нефть приведет к политическим конфликтам, проще говоря, к экономическим войнам.
Таким образом, достижение пика в добыче нефти становится очень опасной проблемой. Некоторые пессимисты утверждают, что мы уже его достигли, и что грядет неизбежный кризис. Хотя, мне это кажется маловероятным. Но, в то же время, мнение оптимистов, что пика следует ждать не раньше 2035 - еще менее вероятно. Прежде всего, потому, что, вопреки оптимистическим прогнозам, спрос растет с невероятными темпами. Во-первых, это происходит благодаря Китаю и Индии - 'спящим гигантам', которые ныне просыпаются, чтобы столкнуться с высокоразвитым западным индустриализмом, а это означает появление десятков миллионов новых автомобилей. Во-вторых, с увеличением спроса одновременно сокращаются разработки новых месторождений. А добыча нефти не может происходить без развития новых месторождений, которых нефтяные компании обнаруживают все меньше и меньше. Пик в открытиях новых месторождений был достигнут в 1960-х годах. Сегодня, несмотря на огромный прорыв в поисково-разведочных и производственных технологиях, ежегодно разрабатывается только 12 миллионов новых баррелей, что составляет лишь половину от того периода. Это одна из причин, объясняющих тот факт, что цена на нефть, которая держалась на уровне, примерно, в $20 за баррель, за один год подскочила до $30.
Не удивительно, что нефтяные компании так озабочены. Несмотря на то, что сегодняшние высокие цены на нефть приносят компаниям огромную прибыль, им все сложнее и сложнее поставлять баррели из новых месторождений на рынок. Из десяти баррелей, которые компании продают, четыре - добыты из новых месторождений. Большинство западных компаний приходят к мнению, что существует единственный путь остановить это падение - это вернуться на Ближний Восток, откуда они были изгнаны после национализации ОПЕК в 1960-70 годах. Именно на это сейчас и молятся западные компании, производящие нефть: вернуться на Ближний Восток или ждать неприятностей. А администрация Буша, судя по всему, все это принимает близко к сердцу.
Сегодня Ближний Восток все меньше и меньше напоминает Землю Обетованную. Западные аналитики уже давно говорят о том, что Саудовская Аравия и другие лидеры в добыче нефти слишком коррумпированы, нестабильны и не способны быстро обеспечить растущий спрос. Заявление Саудовской Аравии, прозвучавшее на прошлой неделе, о том, что у них есть большие сомнения по поводу того, что добыча нефти в будущем увеличится, было настоящим откровением, что, конечно, сильно увеличило существующие опасения.
Другими словами, сейчас мы не можем точно сказать, когда нам следует ожидать пика, к тому же недавние события говорят о том, он может настать намного раньше всех предсказаний. Может быть в 2020, или даже в 2015 году, когда Азия, как предсказывают аналитики, значительно увеличит спрос. Все это означает, что нам не следует сидеть и ждать, когда нефть будет чем-либо заменена. Такое самодовольство не придает нам уверенности, что, когда настанет этот пик, мы будем в полной мере готовы. Нам необходимо, используя все возможные средства, весь наш потенциал, найти способ заменить бензин на что-либо другое, чтобы у нас оставалась хоть какая-то надежда полностью не потерять контроль над ситуацией в будущем.
Новая книга Робертса 'Конец нефти, или зарождение опасного мира' будет издана в мае этого года