Олигархи не созданы равными
Покупка на прошлой неделе российским газовым монополистом концерном 'Газпром' 73% акций нефтяной компании 'Сибнефть', пятой по объемам производства в России, ознаменовала собой новый этап реализации властями России плана по возвращению в клуб глобаль.
Наибольшую выгоду последний шаг Кремля по восстановлению своей былой славы путем усиления контроля над энергоресурсами России принес основному владельцу 'Сибнефти' Роману Абрамовичу. Более известный в некоторых кругах как владелец английского футбольного клуба 'Челси' (а в других, более холодных кругах, как губернатор далекой Чукотки), Абрамович и его приятели с большими связями заплатили за 'Сибнефть' 100 миллионов долларов. Это было в 1996 году, во время экстренной приватизационной распродажи в России. Ныне объем производства этой компании составляет примерно 3% ежедневного потребления нефти США. С продажей 'Сибнефти' 'Газпрому' завершается составление некролога приватизационному процессу в России, проходившему по такой схеме: государство продает имущество по дешевке, бизнесмен реструктурирует имущество и дает возможность рынку установить цену, государство выкупает его - прибыль бизнесмена и его команды составляет 19,900 процентов (включая дивиденды).
Если Абрамович не в курсе, что могло бы с ним произойти, то ему достаточно взглянуть на бывшего коллегу-олигарха, бывшего главу 'ЮКОСа' Михаила Ходорковского, который сидит в московской тюрьме, ожидая отправки в колонию в глубине России.
Вряд ли Ходорковский был единственным российским бизнесменом в бурные 1990-е годы, который крайне либерально трактовал букву закона - особенно среди олигархов, сделавших миллиарды долларов на приобретении за копейки бриллиантов из короны матушки-России. Но было два важных отличия, выделявших Ходорковского из этого ряда, и именно они стали причиной его падения: он начал проявлять нездоровый интерес к политике, что Кремль, возможно, воспринял как потенциальную и крайне нежелательную угрозу, а кроме того, дал понять, что может за хорошую цену продать 'ЮКОС' иностранной нефтяной компании.
Еще до того, как энергия стала ключевым атрибутом глобальной политики, идея продажи с молотка крупного куска природных богатств матушки-России (хотя они и находились в частных руках) претила экономическим националистам, доминирующим в окружении Путина. (Дела 'ЮКОСа' ухудшило и то, что Ходорковский вел переговоры о покупке как раз 'Сибнефти'; Абрамович расстроил сделку в ноябре 2003 г., хотя юридические формальности были улажены, а деньги перешли из рук в руки). Обрушившись на 'ЮКОС', Кремль ловким ударом вывел из строя потенциального соперника и сделал так, чтобы российское имущество не попало в руки злобных иностранцев из ExxonMobil, Chevron, или Total, крупной французской нефтяной компании. (ConocoPhillips и BP владеют крупными долями в российских нефтяных компаниях, но нигде не обладают контрольным пакетом акций, а действия обоих концернов искусно направляются российской стороной).
Однако, ценой за разорение 'ЮКОСа' стало для Кремля катастрофическое падение репутации России - на администрацию Путина обрушился вал критики за силовое решение проблемы Ходорковского и 'ЮКОСа'. Но Кремлю удалось снизить политический накал, и инвесторы - никогда не отличавшиеся долгой памятью - в очередной раз простили и забыли, подтолкнув цену российских акций на 60% после окончания дела 'ЮКОСа' в мае, когда был осужден Ходорковский. Теперь российским властям придется объяснить электорату, почему Кремль делает невообразимо богатых олигархов еще богаче - за государственный счет, вместо того, чтобы пустить больше денег, скажем, на здравоохранение, инфраструктуру или образование.
Абрамовичу удалось избежать судьбы Ходорковского в том числе и благодаря своей государственной деятельности, хотя его губернаторство - это, возможно, не более чем проявление политической смекалки, социально приемлемый способ вложить часть личного богатства в один из беднейших регионов России. По большому счету, за 'Сибнефть' он получил меньше, чем мог получить, если бы в торгах было разрешено участвовать иностранным нефтяным компаниям. Но гарантированный чек на 13,1 миллиардов долларов (и возможность потратить их без риска переодеться в полосатую арестантскую одежду) должны смягчить эту боль. ('Газпром' пытался, но не сумел взять под свой контроль имущество 'ЮКОСа', победителем стала государственная компания 'Роснефть').
Приобретая 'Сибнефть', Кремль недвусмысленно заявляет даже тем, кто в последние годы прятал голову в песок, что, взяв под контроль значительную часть мировых запасов энергоресурсов, он намерен восстановить свое место в мировой геополитической иерархии. Российский ядерный арсенал ржавеет, стране еще далеко до того, чтобы обсуждать экономические проблемы наравне с другими членами 'Большой восьмерки', а региональная сфера ее влияния сократилась почти до нуля. Таким образом, сосредоточивая в своих руках энергетические ресурсы России, Кремль желает восстановить хотя бы часть былого авторитета в мире.
И действительно, с 9,27 миллионами баррелей производства нефти в день в 2004 г. (США производят 8,69, а лидер - Саудовская Аравия - 10,37 миллионов баррелей), Россия находится на втором месте в мире по объемам производства и экспорта нефти. Будучи крупнейшим мировым производителем, не являющимся членом ОПЕК, Россия является потенциальным компенсирующим производителем. Это означает, что дополнительные объемы российской нефти на мировом рынке могут сыграть гигантскую роль в определении глобальной цены на этот продукт. С приобретением 'Сибнефти' российское правительство повысило свою долю собственности в производстве нефти в стране до 30 процентов (в энергетическом секторе в целом - примерно до 60 процентов). Через 'Газпром' - нового хозяина 'Сибнефти' - российское правительство контролирует около трети мировых запасов газа (это в два раза больше, чем у Ирана, находящегося на втором месте). На долю энергоносителей из России приходится более трети общего потребления Германии, а недавно построенные и проектируемые трубопроводы лишь усилят роль российской энергии в Западной Европе.
Российские власти не одиноки в своем стремлении к нефтяным ресурсам. Китай и Индия - назовем лишь двух наиболее настойчивых участников нефтяной гонки - стремятся к приобретению богатых нефтяных компаний. Обе страны являются значительными импортерами нефти и заинтересованы в стабильных поставках энергоносителей для обеспечения экономического роста. Но, в отличие от большинства других участников драки за энергоресурсы, Россия по объемам экспорта занимает второе место в мире после Саудовской Аравии. Российские власти заинтересованы в усилении контроля над нефтяной промышленностью страны, а не в поиске резервов по всему миру. Возможно, Россия захочет пойти по следам Саудовской Аравии, Ирана или Мексики, где все черное золото добывается государственными нефтяными компаниями. Но за такую привилегию придется заплатить сполна, как показывает история недавней покупки.
Тем временем, еще существующие в России частные нефтяные компании - по-видимому, желая остаться таковыми - изо всех сил стараются доказать свою лояльность Кремлю. Они почти не протестуют против сокрушительных тарифов, лишающих их значительной части прибыли, которую дают высокие цены на нефть. Недавно российские нефтяные компании объявили о добровольном замораживании цен на бензин до конца года, что должно снизиться общественное недовольство ростом цен на топливо.
Стремление российских властей к усилению контроля над энергетическими ресурсами - возможно, лишь первый шаг. Можно лишь догадываться, каким будет финал этой игры, и к чему она приведет в геополитическом плане.