Вагит Алекперов: Китай станет вскоре конкурентом европейцев в борьбе за поставки российских энергоносителей
Handelsblatt: Господин Алекперов, 'ЛУКОЙЛ' сегодня - крупнейший нефтяной концерн России.
Алекперов: У нас очень амбициозные планы: мы хотим стать одним из трех крупнейших нефтяных концернов, акции которых котируются на бирже. Для этого у нас есть не только конкретный стратегический план до 2014 года, для его реализации есть также необходимые нефтяные и финансовые резервы. Мы хотим выйти на ежегодную добычу 780 миллионов баррелей нефти и 50 миллиардов кубических метров газа. Но мы хотим не только расти, но и повышать нашу прибыльность и рыночную капитализацию.
Handelsblatt: Вас не прельщает желание стать крупнейшим нефтяным концерном мира?
Алекперов: Нет. Мы хотим стать самым эффективным и самым прибыльным нефтяным концерном в мире. И приобретение нефтяной компанией США 'Conoco-Phillips' акций 'ЛУКОЙЛа' свидетельствует о том, что мы для инвесторов очень привлекательны. Только за этот год наша биржевая стоимость увеличилась почти в два раза.
Handelsblatt: Вы не боитесь, что российское государство проглотит еще один нефтяной концерн? В конце концов, оно уже купило через своих энергетических гигантов 'Газпром' и 'Роснефть' важнейшее дочернее предприятие 'ЮКОСа' и нефтяную компанию 'Сибнефть'.
Алекперов: То, что сегодня в России на рынок вышли государственные концерны, это нормально. Но то, что государство тратит столько средств на приобретение новых активов, наверняка, нецелесообразно. Правда, у государства такие большие доходы от бизнеса, связанного с нефтью и газом, что оно хочет куда-то вложить деньги, чтобы их не съела инфляция. Однако 'Газпром' уже сегодня является крупнейшим производителем энергоносителей в мире. А когда 'Роснефть' приобретет все нефтяные месторождения России, он превратится в гиганта.
Handelsblatt: Вы не исключаете того, что государство хочет стать крупнейшим производителем нефти?
Алекперов: Все возможно. Но я не думаю, что дело дойдет до этого.
Handelsblatt: То есть, очередное дело 'ЮКОСа' не грозит?
Алекперов: Мы всегда полностью платили свои налоги. С нами ничего не может произойти. Но наши конкуренты, такие, как британско-российский концерн 'TNK-BP', который как раз жалуется на проведение новых проверок уплаты налогов, не один год платили значительно меньше налогов. В частности, меньше не на несколько процентов, речь идет о совершенно иных величинах.
Handelsblatt: Снизило ли государственное давление на 'ЮКОС' и его бывшего главу Михаила Ходорковского готовность российских нефтяных фирм инвестировать большие средства?
Алекперов: Нет. В деле 'ЮКОСа' речь идет о конфликте между Ходорковским и его партнером с руководством государства. Я не могу это комментировать.
Handelsblatt: Страх перед вмешательством государства и значительное повышение налогов для нефтяных концернов оказало большое негативное воздействие на объемы добычи нефти в России. Не могла бы Россия увеличить объемы добычи нефти, чтобы снизить цену на мировых рынках?
Алекперов: Падение объемов добычи нефти связано не только с политическими причинами, такими, как растущее государственное давление на нефтяные концерны, или делом 'ЮКОСа'. Многим нефтяным месторождениям в России по 20-30 лет, а мы в последние годы разведкой новых залежей занимались мало.
Handelsblatt: Почему?
Алекперов: Наряду с названным главная причина заключается в несовершенстве российских законов. Государство обязано позаботиться, чтобы тот, кто покупает лицензию на разведку и затем находит нефть, получал бы автоматически право добывать ее. Это необходимо закрепить законодательно.
Handelsblatt: То есть, Вы не видите шансов для более низких цен на нефть в Европе?
Алекперов: Наоборот. Российская нефть сорта 'Urals' должна быть значительно дороже, чем сегодня. Разница с ценой на нефтяную смесь Brent с Северного моря составляет сейчас почти семь долларов США за баррель, такого еще никогда не было. Раньше разница составляла от пятидесяти до 70 центов. Для того, чтобы ликвидировать несправедливость, связанную с ценой нефти сорта "Urals", мы сделаем так, чтобы Европа больше не получала слишком много российской нефти. Новые нефтепроводы в сторону Китая перенацелят российскую, казахскую и азербайджанскую нефть с Европы на Китай. После этого разница между ценой на нефть марки 'Urals" и на нефть сорта 'Brent' будет той же, что и раньше.
Handelsblatt: То есть, цена на нефть в Европе даже увеличится.
Алекперов: Да, мы должны прекратить предлагать излишние объемы российской нефти на европейском рынке.
Handelsblatt: У 'ЛУКОЙЛа' уже есть сеть заправочных станций в США. Когда смогут заправляться русским бензином на заправочных станциях 'ЛУКОЙЛа' западноевропейские автомобилисты?
Алекперов: В Европе мы двигаемся с Востока на Запад. У нас уже есть 2500 заправочных станций в Польше, Венгрии, Сербии, на Украине, в Прибалтике и в Румынии. Но мы покупаем не просто сеть заправочных станций. Поскольку для нас важно контролировать всю цепочку, начиная с добычи, переработки и кончая сбытом. Там, где у нас есть нефтеперерабатывающие заводы, мы хотим иметь также свои заправочные станции.
Handelsblatt: Когда заправочные станции 'ЛУКОЙЛа' появятся в Германии?
Алекперов: Мы изучаем несколько проектов по покупке нефтеперерабатывающих заводов, поскольку сегодня добываем больше, чем перерабатываем.
Handelsblatt: Вы еще не отказались от намерения приобрести акции нефтеперерабатывающего завода компании Ruhr-Oel-Raffinerien в Гельзенкирхене? Венесуэльская компания PDVSA, очевидно, собирается продавать свою долю.
Алекперов: Мы получили из Венесуэлы пока только предварительную информацию о компании Ruhr Oel. Пока реальных предложений по продаже не было.
Handelsblatt: Если у Вас появляются проблемы в Германии, то почему бы Вам, имея тугой кошелек, не попытать счастья где-нибудь в другом месте?
Алекперов: У нас, например, нет интереса к дочерним добывающим компаниям 'ЮКОСа', поскольку знаем, что 'ЮКОС' или 'Сибнефть' за очень короткий срок выкачали со своих месторождений всю нефть. Они неестественно сильно увеличили объемы добычи. В то же время мы увеличиваем ежегодную добычу только на два-четыре процента. Мы добываем сегодня два миллиона баррелей нефтяного эквивалента (нефти и газа), больше, чем в Кувейте, до 2007 года ежедневная добыча должна быть доведена до 2,5 миллионов баррелей.
Handelsblatt: Как Вы собираетесь добиться этого?
Алекперов: Благодаря тому, что мы готовы идти на риск: 'ЛУКОЙЛ' инвестирует средства в разведку нефти в северной части Каспийского моря и уже приобрел нефтедобывающую компанию 'Nelson Ressources' в Казахстане. Помимо этого мы модернизируем нефтяные поля в Узбекистане, производим пробное бурение в Эквадоре, и вместе с норвежской компанией 'Norsk Hydro' эксплуатируем месторождение газа в Иране. Вместе с нашим американским партнером, компанией 'Conoco-Phillips', мы осваиваем Тимано-Печерское месторождение нефти в Сибири, строим экспортный терминал для экспортных поставок в США и имеем большие совместные планы в Ираке.
Handelsblatt: То есть, Вы хотите снова вернуться в Ирак, где 'ЛУКОЙЛ' добывал нефть во времена Саддама Хусейна (Saddam Hussein)?
Алекперов: Мы надеемся, что обстановка после выборов стабилизируется, и мы вскоре снова сможем работать на нашем месторождении Западная Курна-2. Мы уже сегодня оказываем в Ираке большую гуманитарную помощь и готовим тысячи иракских инженеров-нефтяников в России. До мая я собираюсь побывать в Ираке. Надеюсь, что до конца 2006 года мы получим от вновь сформированного правительства ясный ответ относительно наших перспектив в бизнесе.
Handelsblatt: 'ЛУКОЙЛ' сейчас все больше занимается также газовым бизнесом. Но газопроводы находятся в руках 'Газпрома', не допускающего конкуренции в сфере экспорта газа.
Алекперов: Мы бы, конечно, с удовольствием получали бы на экспорте газа, как и 'Газпром', по 180 долларов США за 1000 кубических метров. Это, конечно, несправедливо и затрудняет нашу работу. У нас должна быть честная цена, возможность продавать свободно газ, по крайней мере, на внутреннем рынке. Но, к сожалению, 'Газпром' сегодня, не открывает даже затраты, связанные с содержанием трубопроводов.
Handelsblatt: Вашим концерном управляют собственники. Какова Ваша доля в капитале 'ЛУКОЙЛа'?
Алекперов: Это мое личное дело. Я акции 'ЛУКОЙЛа' не продаю, я их все еще докупаю.
Handelsblatt: И как долго в руководстве 'ЛУКОЙЛа' будут еще оставаться собственники?
Алекперов: На этот вопрос ответ даст следующее поколение. Быть может, наши дети не будут настроены столь патриотично к своей работе, как мы. Жизнь ведь не стоит на месте.