USD 88.2824

+0.47

EUR 96.2637

+0.48

Brent 84.97

+1.27

Природный газ 2.074

-0.11

...

''Газпром' - синоним коррупции'

Юрген Рот (Juergen Roth), эксперт по экономическим преступлениям, называет 'Газпром' 'системой самообогащения'.

''Газпром' - синоним коррупции'

Юрген Рот (Juergen Roth), эксперт по экономическим преступлениям, называет 'Газпром' 'системой самообогащения'. Идя в концерн, бывший канцлер Шредер (Schroeder) 'действовал не в немецких интересах', говорит Рот.

SPIEGEL ONLINE: Господин Рот, российский энергетический гигант 'Газпром' мощно пробивается на западноевропейский рынок. Теперь он собирается покупать и немецкие предприятия, находящиеся в руках городских властей. Можно ли говорить, что немецкие потребители газа окажутся вскоре в прямой зависимости от Москвы?

Юрген Рот: Если дело дойдет до этого, то западноевропейский потребитель, утрируя, будет непосредственно платить сомнительной организации. Империя 'Газпрома' была, по меньшей мере, в прошлом, тесно связана через различные дочерние фирмы с криминальными структурами. Отсутствие прозрачности позволяло преступникам активно вмешиваться в газовый бизнес. Восточноевропейская пресса постоянно сообщала о серьезных случаях коррупции.

SPIEGEL ONLINE: Что Вы имеете в виду?

Юрген Рот: У меня есть показания немецкой таможни об отмывании денег. В них служащие таможни отмечают деятельность курьеров, которые от имени 'Газпрома' депонировали миллионы долларов США, в том числе в Швейцарии. Согласно устным свидетельствам, которые я получил от швейцарской федеральной прокуратуры, один бывший член правления 'Газпрома' присвоил не менее двух миллионов долларов США. И это не единичный случай. Но пока против 'Газпрома' не было ни одного судебного процесса. Этого никогда и не будет, поскольку никто на это не осмелится.

SPIEGEL ONLINE: Это серьезные обвинения. Почему никто не осмеливается?

Юрген Рот: 'Газпром' слишком силен. Я знаю следователей, которые были сняты после того, как стали проявлять активный интерес к делам 'Газпрома'. И прокуратура проводит расследования в концерне только в том случае, если получает политический заказ. Украинские газеты постоянно говорят о связях дочерних компаний и представителей 'Газпрома', а также директора украинской службы безопасности СБУ с организованной преступностью. И следы каждый раз ведут в Швейцарию или на Кипр. Проблема в том, что эти обвинения никогда не расследовались, поскольку не ведется по-настоящему расследование в России. А 'Газпром' все отвергает.

SPIEGEL ONLINE: У Вас есть примеры, что такие расследования не ведутся?

Юрген Рот: Дело зашло так далеко, что мешают проведению расследований даже в других государствах. Там должны проводить уголовные расследования в отношении предпринимателей, тесно связанных с 'Газпромом'. Но против этого, по данным Александра Турчинова (бывший глава Службы безопасности Украины), якобы российский президент Владимир Путин. Турчинов говорил о том, что 'расследование могло бы привести к конфликту с Владимиром Путиным'. Путин всегда оказывается сильнее. И он поддерживает и стабилизирует эту систему. Для него 'Газпром' больше, чем стратегический инструмент: через 'Газпром', среди прочего, можно осуществлять финансирование и своей избирательной кампании.

SPIEGEL ONLINE: Путин постоянно использовал 'Газпром' в качестве инструмента, чтобы оказывать давление на неугодных соседей с помощью повышения цены на газ, например, на Белоруссию, Польшу, Молдавию и Украину. Будет ли возможность оказывать давление в связи с растущим влиянием газового гиганта и на Западную Европу?

Юрген Рот: Это одна из самых серьезных проблем. На нас могут оказывать давление, когда немецкое правительство по какой-то причине будет не удовлетворено политикой Путина или когда возникнет конфликт интересов.

SPIEGEL ONLINE: Потребление газа в ЕС в ближайшие 25 лет увеличится на 50 процентов, объемы своей собственной добычи сократятся с 50 до 15 процентов. Москва как поставщик будет приобретать все большее значение. Существует ли опасность, что 'Газпром' вскоре будет диктовать цены всей Европе?

Юрген Рот: 'Газпром', имея огромные деньги, уже давно способен покупать банки и экономику. Из источников, близких к 'Газпромбанку', известно, что на будущее есть планы приобрести Commerzbank. Цель, это мое убеждение, занять господствующее положение на мировом рынке и, таким образом, диктовать цены в энергетическом секторе.

SPIEGEL ONLINE: На основании чего Вы утверждаете это?

Юрген Рот: 'Газпром', по моему глубокому убеждению, является синонимом коррупции, гигантского самообогащения бывшей советской номенклатуры, новой российской бизнес-элиты и криминальных структур. Вспомните, бывшего российского премьера Виктора Черномырдина и его семью, получившего дочернюю компанию 'Газпрома' 'Стройтрансгаз' по такой необычно низкой цене, что по этому поводу жаловались американские акционеры. Есть другие примеры того, как с помощью взяток делают сговорчивыми определенных лиц, будь то на Украине или в Туркменистане. При наличии таких денег это будет играть роль и здесь, в Германии. Было бы глупостью думать иначе.

SPIEGEL ONLINE: Но это пока недоказанные обвинения в адрес лиц, о которых идет речь. Кто, собственно, контролирует 'Газпром'? Председатель наблюдательного совета Дмитрий Медведев - первый вице-премьер Путина и бывший глава кремлевской администрации шефа.

Юрген Рот: С приходом после Бориса Ельцина Путина его друзья из Санкт-Петербурга не только пришли в Москву, но и вошли в руководство 'Газпрома'. Петербургский период в биографии Путина - черная дыра. Во время приватизации он был там заместителем мэра, и проходила она, мягко говоря, не совсем чисто. Это не вызывает сомнений. В 1992 году была даже создана комиссия по расследованию, которая более детально занялась делами Путина. В конечном счете, расследование, несмотря на очевидные нарушения, ни к чему не привело. Известны деловые связи его лучших друзей из Санкт-Петербурга с тамбовской мафией, которая пользуется влиянием в городе до сегодняшнего дня.

SPIEGEL ONLINE: Бывший канцлер Герхард Шредер вызвал недовольство прежде всего у поляков и украинцев. Поскольку запланированный Балтийский газопровод пройдет мимо этих стран, Россия избавляется от зависимости от них. Какие это имеет политические последствия?

Юрген Рот: Больше всех обманутыми Шредером оказались поляки. 'Газпром' обманул их еще в 1992 году. Они должны были подписать договор о поставках гораздо больших объемов газа. Одновременно им не разрешалось перепродавать излишки газа. Польские граждане понесли ущерб, а те в правительстве, кто подписал этот договор, получили финансовую выгоду. Короче говоря, исключительно близкой дружбе между демократом Шредером и не демократом Путиным во многих странах придают большое символическое значение. Она является также олицетворением полного падения всякой политической культуры в Германии.

SPIEGEL ONLINE: Не хотите ли Вы сказать, что Кремль пытается с помощью Шредера и других распространить свою систему на Запад?

Юрген Рот: В России господствует негласная диктатура спецслужбы. Путин был и остается, уже став президентом, ее главой. Его слова об 'управляемой демократии' не более, чем фраза. В России, за исключением, быть может, Санкт-Петербурга и Москвы, у граждан практически нет возможностей демократического самовыражения: средствам массовой информации заткнули рот, демократические движения работать больше не могут. Возьмите, чеченскую войну, как известно, руки Путина обагрены там кровью.

SPIEGEL ONLINE: Это может повлиять в долгосрочной перспективе на гражданский облик западных демократий?

Юрген Рот: Сделка между Шредером и Путиным и особенно реакция на нее уже являются свидетельством этого. Когда такие члены СДПГ, как Хенниг Фошерау (Henning Voscherau) или Франц Мюнтеферинг (Franz Muentefering) начинают неожиданно хвалить Путина и убедительно с ним обниматься, не говоря ни слова об отсутствии в России принципов правового государства, то я вижу в этом доказательство достаточно предосудительной благосклонности. Когда очевидная несправедливость выставляется в таком красивом свете, то это показывает, насколько в последнее время в СДПГ упала политическая культура.

SPIEGEL ONLINE: Чем Вы объясните подобную безграничную солидарность ведущих товарищей по партии со Шредером?

Юрген Рот: Для меня это загадка. Это можно объяснить прежде всего глупостью или незнанием того, какие структуры господствуют в бывшем Советском Союзе. Тот, кто теперь демонстративно встает на сторону Шредера, неизбежно становится сообщником ярких фигур из бывшего СССР. С другой стороны, если крупные немецкие банки и концерны бросаются на шею господину в Кремле, то почему этого не могут делать и определенные политики?

SPIEGEL ONLINE: Бывший уполномоченный по средствам массовой информации в ОБСЕ, социал-демократ Фраймут Дуве (Freimut Duve), придерживается точки зрения, что 'Газпром' контролирует 'подавляющую часть российской журналистики'. Он косвенно обвинил Шредера в том, что тот, работая в германо-российском газопроводном консорциуме СЕГ, придает легитимность широкому контролю 'Газпрома' над средствами массовой информации. Это справедливое обвинение?

Юрген Рот: Возможно, особо не задумываясь над этим, Шредер легитимирует цензуру в России. По крайней мере, так думают критики в России. От этого страдают не только российские журналисты, но и все демократическое движение. Представители немецкого концерна Ruhrgas-Eon, уже являющегося акционером 'Газпрома', не были замечены в том, что принимали какие-то меры по ограничению свободы прессы. Бизнес есть бизнес - все остальное не играет никакой роли. С этой точки зрения Шредер сделал хороший выбор.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram