USD 86.5554

+0.99

EUR 94.1381

+0.87

Brent 79.06

-0.05

Природный газ 2.043

-0.01

...

Угроза газовой ОПЕК

Приостановка газовых поставок на Украину, затронувшее страны ЕС, является своеобразным сигналом: растущая зависимость от природного газа может способствовать созданию нового картеля во главе с Россией. Паоло Скарони осознал грядущие изменения рань.

Угроза газовой ОПЕК

Приостановка газовых поставок на Украину, затронувшее страны ЕС, является своеобразным сигналом: растущая зависимость от природного газа может способствовать созданию нового картеля во главе с Россией.

Паоло Скарони осознал грядущие изменения раньше, чем кто-либо. С высоты капитанского мостика 'Эни', флагмана итальянской экономики, он первым обнаружил взрывоопасную протечку на мировом рынке нефти и забил тревогу, напомнив господам парламентариям об основном правиле энергетического бизнеса: никогда не хранить яйца в одной корзине, особенно, когда поставки сырья практически монополизированы отдельной группой стран. Как в случае с Италией, которая покрывает 90% своих потребностей за счет импорта топлива всего из трех государств.

Скарони сделал это предупреждение 6 декабря в Риме, и недавние события в другой точке Европы доказали его правоту. Загорелось на границе России с Украиной, через которую проходит основной объем газа, потребляемого на западе континента. Топливо идет из российских недр, благодаря которым покрывается четвертая часть потребностей ЕС, и поступает по газопроводу в котельные промышленных предприятий и газовые плиты жилах домов. Убежденный в том, что правительство Виктора Ющенко ворует часть газа для перепродажи по более выгодной цене, Владимир Путин избрал самый радикальный из методов: он перекрыл кран, оставив Украину без топлива. Проблема заключалась в том, что подобное решение означало перебои с поставками в прочие страны, зависящие от трубы, такие как Германия, Италия или Австрия.

Жесткую меру российского президента можно понять, лишь принимая в расчет напряженные отношения между Москвой и Киевом. Временное прекращение поставок - это лобовая атака на правительство Ющенко, ориентированное на Европу. Но так как Путин косвенно затронул ударом своего хлыста несколько стран ЕС, стоит рассматривать произошедшее как своеобразный сигнал: Россия контролирует газовый кран в мире, а, значит, Скарони не напрасно бьет тревогу.

'Rischiamo un'altra Opec'' ('Мы рискуем получить новую ОПЕК'). Подобное предупреждение, сделанное главой 'Эни' со страниц Corriere della Sera, ударило западных лидеров, словно обухом по голове. Никому до сих пор не удавалось сформулировать настолько четко мысль, считавшуюся табу: в мире может появиться газовый картель по аналогии с ОПЕК на нефтяном рынке.

Параллели очевидны. С одной стороны, основная часть запасов сосредоточена в руках небольшой группы стран. Саудовская Аравия, Иран и Ирак контролируют до 43% мировой нефти, а 56,4% запасов газа находится в России, Иране и Катаре. С другой стороны, на каждом из этих рынков существует страна, обладающая достаточным потенциалом для того, чтобы стать во главе подобного картеля. Саудовская Аравия заправляет в ОПЕК с момента учреждения этой организации в Багдаде, в 1960 году. Россия могла бы взять на себя такую же роль в газовой отрасли при поддержке двух государств, имеющих длительный опыт работы в рамках картеля. Иран - одна из пяти стран-основателей ОПЕК, а Катар присоединился к этому альянсу на следующий год после его создания.

У Москвы две веских причины для того, чтобы продвигать организацию по образу и подобию всемогущего нефтяного картеля. Россия обладает крупнейшими в мире запасами, а ее бюджет слишком зависит от колебаний цены на энергоносители. Доходы от экспорта нефти и газа, по данным Всемирного Банка, составляют 25% российского ВВП.

И данное обстоятельство, помимо политической склоки, сильно повлияло на сомнительное решение Путина. Цена на газ поднялась в прошлом году на 60%, но российская казна поправилась не настолько, и виной тому являются соглашения, по которым Кремль субсидировал поставки сырья в бывшие советские республики вне зависимости от мировых котировок.

Есть и другие аргументы, подталкивающие Москву к созданию новой версии ОПЕК. Природный газ считается наиболее перспективным энергоносителем в том, что касается потенциального роста рынка в этом веке. То есть, и западные государства, и развивающиеся страны будут все больше зависеть от этого, сравнительно нового сырья, продажи которого начинались с большим трудом, из-за проблем с транспортировкой, в двадцатые годы прошлого столетия, в Соединенных Штатах.

'В 21-м веке газ станет мостом между старыми энергоносителями (полезными ископаемыми) и новыми (возобновляемыми) источниками энергии', - утверждает Антони Льярден (Antoni Llarden), глава крупнейшего испанского предприятия газовой отрасли 'Седигаз'. Американский департамент по энергетике прогнозирует 70-процентное увеличение потребления газа к 2025 году, что подразумевает ежегодный прирост больше, чем на 2,3% по сравнению с ожидаемым результатом в 1,9% в нефтяной отрасли и 2% в угольной.

Почему именно газ, а не другие источники? Существуют три основные причины. Первая связана с проблемами, возникающими на нефтяном рынке, который сегодня достиг этапа зрелости: высокие цены, трудности с переработкой, истощение запасов. Вторая заключается в преимуществах газа в плане экономики (дешевизна) и экологии (меньший риск загрязнения окружающей среды). И, в-третьих, не существует каких-либо альтернатив: на атомную энергетику наложено вето по причинам социального характера, а выбросы парниковых газов ограничены Киотским Протоколом.

У России были бы все козыри, чтобы стать единоличным хозяином на рынке газа если бы только она не зависела от продажи как раз данного сырья, то есть, от денег своих клиентов. 'В тех случаях, когда газ является основным, или даже единственным источником доходов, возникает некое равновесие между двумя сторонами', - напоминает Льярден. Москва нуждается не только в наличии покупателей на том конце трубы. Ей также необходимы достаточные объемы иностранных инвестиций, чтобы помочь государственной империи под названием 'Газпром' в добыче сырья.

Международное агентство по энергетике полагает, что российский ТЭК должен получить до 2030 года порядка триллиона долларов, чтобы выполнить план по производству. Цель заключается в том, чтобы ежегодно увеличивать предложение на 2% в течение следующих двух десятилетий и довести объем экспорта с теперешних 19% от валовой добычи до 25%.

Поскольку газа пока что хоть отбавляй, потребители в состоянии выбирать себе поставщика. Данное обстоятельство позволяет ЕС использовать угрозу диверсификации поставок, чтобы осаживать любую попытку бунта, как та, что была предпринята на днях Россией. 'Мы должны извлечь отсюда урок', - заявил в среду Андрис Пиебалгс (Andris Piebalgs), комиссар Европейского союза по энергетике. И непосредственно вслед за этим, к неудовольствию Путина, предложил набор соответствующих мер: диверсификация поставок, повышение энергетической эффективности и продвижение экологически безопасных энергоносителей.

ЕС может постучаться и в другие двери - на Ближнем Востоке или в Северной Африке, - где найдутся страны, готовые за хорошую цену заменить Россию в качестве основного поставщика. Так что придется забыть о мечтах по поводу новой ОПЕК и оставить этот проект пылиться в каком-нибудь из кремлевских кабинетов.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram