Незабываемый урок Путина
Президент Путин имеет полное право требовать у Украины оплаты российского газа по рыночной цене, что он и сделал на прошлой неделе. Но удивляет его беспощадность.
И тут самое время вспомнить о Дэвиде Камероне (David Cameron). Новый лидер консерваторов, дела которого шли так хорошо перед Рождеством, пытался с тех пор быть всеми любимым. Но это производило впечатление какой-то подростковости - как и вид Уильяма Хэйга (William Hague) [прежний лидер Консервативной партии - прим. пер.] в бейсболке.
Камерон сообщил нам, в частности, что он не верит в капитализм; что большой бизнес не должен зарываться; что он против медицинского страхования; что его обещание использовать доходы от экономического роста для сокращения налогов и увеличения государственных расходов не относится к каждому году; что в магазинах WH Smith не должны продаваться 'шоколадные апельсины' со скидкой; и что он против ядерной энергии. Последнее заявление (которым, как я предполагаю, он обязан борцам с ядерной энергией в своей команде, в частности, Заку Голдсмиту (Zac Goldsmith) и Питеру Эйнсворту (Peter Ainsworth), было сделано как раз в то время, когда Путин отключил газ.
Возможно, Путин, политик непроницаемый, аморальный и националистически настроенный, - не самая приятная личность, но его действия должны заставить Камерона задуматься. Потому что Путин знает, что важно не только взять власть, но и уметь ею пользоваться. А его личная задача вполне очевидна: возродить Россию как великую державу, при помощи любых средств, которые будут сочтены необходимыми. К ним относится и капитализм (в тех случаях, когда это удобно Путину).
Два его козыря в этой Большой Игре - еще сохраняющееся у России влияние в Азии и ее энергоресурсы, благодаря которым у России было семь лет стабильного роста, позволившие стране, лишь восемь лет назад объявившей дефолт, снизить свой долг с более, чем 90 процентов ВВП до 28 процентов.
Судя по эпизоду с Украиной и комментариям Путина, его следующей целью будет создание на основе российской сферы влияния в центральной Азии своего рода энергетического Варшавского договора. Постоянные капризы ОПЕК показывают, что такой картель может быть невероятно сильным. В XXI веке он будет поставлять в Европейский Союз до трети используемых им энергоносителей. При условии, что мы не хотим в будущем ждать, пока Москва произвольно поднимет цены или начнет угрожать отключениями, единственной логичной для Британии реакцией является строительство новых АЭС. Тони Блэр и Гордон Браун (Gordon Brown) понимают это, но новые лидеры консерваторов, похоже, нет. На примере трудного вопроса о ядерной энергетике мы видим, сколь непрочным является курс Камерона; и как политик, желающий, чтобы его все любили, может в конечном итоге сесть в лужу.