USD 90.9345

0

EUR 100.7958

0

Brent 71.61

0

Природный газ 2.294

0

...

В вопросе о поставках газа Польша и Украина не одиноки

Интервью с заместителем государственного секретаря США Дэниэлом Фридом (Danielem Friedem) об энергетической безопасности Европы. - Вы приехали в Варшаву для переговоров, в частности, об энергетической безопасности и поставках газа и нефти из Росси.

В вопросе о поставках газа Польша и Украина не одиноки

Интервью с заместителем государственного секретаря США Дэниэлом Фридом (Danielem Friedem) об энергетической безопасности Европы.

- Вы приехали в Варшаву для переговоров, в частности, об энергетической безопасности и поставках газа и нефти из России.

Дэниэл Фрид: Этот вопрос действительно занял огромную часть моего визита в Польшу. Во-первых, я хочу подчеркнуть, что ни Польша, ни Украина не одиноки. Это проблема всей Европы, а также США.

Все мы хотим быть уверены в поставках и в том, что торговля осуществляется на нормальных, прозрачных и коммерческих основах. Здесь интересы Польши и США в значительной мере совпадают.

- Как в Вашингтоне было воспринято недавнее решение России перекрыть газ Украине?

- Россия есть и будет одним из главных поставщиков нефти и газа для Европы. Однако, правительству США не понравилось ни то, что Украине был отключен газ, ни то, что российское телевидение столь триумфально об этом сообщало. Остался неприятный осадок.

Россия и Украина договорились быстро. Но чем больше мы присматриваемся к деталям этой договоренности, тем больше у нас вопросов. Самые серьезные их них относятся к компании 'РосУкрЭнерго'. Появляются тревожные сообщения на тему того, кто является ее хозяином, какие у компании связи.

Неясно, какова роль этой фирмы в договоренности. Почему Украина не торгует непосредственно с 'Газпромом'? Теперь 'РосУкрЭнерго' контролирует весь газ, поставляемый на Украину или проходящий через нее. Это нарушение принципов прозрачности.

Украина, как и Польша в 90-е годы, должна была прийти к мировым ценам на энергоносители. Нынешняя ситуация поощряет расточительство. Однако цены должны расти постепенно и предсказуемо.

- В Польше говорят о том, что Европа должна заключить энергетическое соглашение, подобное 5-ой статье договора НАТО - если возникнут проблемы, страны должны будут помогать друг другу.

- Мы говорили об этом. Мы хотим вести дискуссию как с Европейским Союзом, так и в рамках НАТО.

Вопрос об энергетических отношениях с Россией в наибольшей степени касается Центральной Европы, Австрии и Германии. Однако, я считаю, что не помешал бы принцип солидарности, при котором европейские страны принимали бы во внимание интересы соседей. США поддержали бы такую инициативу. Это не исключает того, что торговые соглашения, заключенные разными странами, будут разными.

- Должна ли это быть договоренность в рамках ЕС или она также должна охватывать Украину и другие страны?

- Определенно, мы должны разговаривать и с Украиной. В Варшаву я приехал как раз из Киева. Прежде, чем мы перейдем к конкретным решениям, мы используем имеющиеся механизмы - НАТО, ЕС. Я рад, что Польша здесь берет на себя роль лидера. Думаю, что президент Лех Качиньский будет говорить об этом в ходе приближающегося визита в Вашингтон.

- Если бы европейцы вели переговоры с Россией единым блоком и вместе покупали нефть и газ, то было бы это выгодно?

- Несомненно, важно то, должен ли ЕС напрямую заниматься этим вопросом. Это должна решать Европа. Однако, мне кажется, что энергетические решения для отдельных стран никогда не будут идентичными.

- Какую роль здесь могло бы сыграть НАТО?

- Вначале должен быть дискуссионный форум. НАТО - не торговая организация и не будет вести переговоры о ценах на газ. Однако, мы можем обсуждать характер проблемы. Можно было бы поставить, скажем, вопрос о балтийском трубопроводе. Альянс является военной организацией, но, кроме того, и форумом для консультаций по стратегическим вопросам. Использовать его для выработки консенсуса - в интересах Польши. В ходе своего визита я четко заявил, что США будут поддерживать такие усилия.

- Каков же интерес США в этом вопросе?

- Мы не хотим, чтобы энергоносители были средством политического давления где бы то ни было в мире. Это касается не только Польши и Украины. Мы не хотим, чтобы наших союзников ставили в трудное положение. Мы хотим, чтобы страны, лежащие у границ свободной Европы фактически демократизировались, чему способствуют прозрачные рыночные принципы поставки энергии.

- Как Вы думаете, научил ли чему-то Россию кризис с Украиной?

- Не знаю. Возможно, их удивила быстрота реакции Европы. Однако, ситуацию, при которой Россия покупает газ в Средней Азии по 40 или 50 долларов, а продает по 200, нельзя назвать здоровой.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram