Казахстан и ставки в энергетической игре
Газовый конфликт между Россией и Украиной должен заставить нас задуматься о необходимости новой энергетической геополитики для Европы.
На заре своей независимости (1991г.) Казахстан был нищим государством, экологические и социальные проблемы которого во многом были вызваны распадом СССР. В настоящий момент экономика этой страны находится на подъеме. Казахстан, площадь которого в пять раз превышает размеры Франции, имеет выход к Каспийскому морю, граничит с Китаем и Сибирью, и является весомым союзником российского президента в области 'энергетической дипломатии'. В своей книге под названием 'Новый международный перелом', президент Назарбаев рассматривает два сценария развития энергетического рынка на ближайшие двадцать лет: консервативный сценарий, в основе которого лежит мировой спрос на энергоносители, испытывающий сильное влияние со стороны развивающихся семимильными шагами Китая и Индии; и 'фантазийный' сценарий, предполагающий развитие возобновляемых энергоресурсов и, в особенности, использование водородного топлива.
Президент Назарбаев считает, что консервативный сценарий порожден стратегией англосаксонских и российских промышленных гигантов. Острые углы в этом сценарии могут быть сглажены развитием (там, где это возможно) гидроэлектрической и ядерной энергетики. В рамках данной гипотезы, напряженность будет нарастать, пока не наступит относительное истощение запасов энергоносителей. Этот процесс будет сопровождаться повышением цен, обогащением углеводородных видов топлива, что повлечет за собой инвестиции в альтернативные источники энергии, которые в настоящий момент являются малорентабельными. В конце концов, может быть найдена точка равновесия и положен конец сегодняшнему энергетическому кризису, но уровень цен при этом будет значительно превышать нынешний.
Это умозаключение, основанное на эволюции мирового спроса, а также на знаниях и практическом опыте инвестиций в энергетический сектор, выявляет определяющую роль, которую в ближайшем будущем будут играть страны Центральной Азии и Каспийского региона. И если увязать этот энергетический рынок Центральной Азии с политикой Евразийского Экономического сообщества (ЕврАзЕС), то станет возможным рационализировать региональное потребление, а также максимизировать и оптимизировать экспортные поставки на рынок углеводородных типов топлива - речь идет об уране. Действительно, если страны Центральной Азии и Каспийского региона смогут сорганизоваться в единый рынок, ресурсы его будут неисчерпаемыми в течение долгого времени: Азербайджан и Казахстан являются малонаселенными государствами, Узбекистан, в свою очередь, владеет значительными месторождениями природного газа, существует значительный потенциал развития гидроэнергетики в Кыргызстане и, в особенности, в Таджикистане, в Казахстане расположены одни из самых крупных в мире залежей урана.
Приведу три примера, которые подтверждают эту современную тенденцию:
- Нефть: трубопровод Баку - Джейхан (Турция), позволяющий транспортировать каспийскую нефть в обход России и Ирана, строительство которого было задумано и реализовано западными державами с целью развития новых торговых маршрутов, остается важным вектором интересов Запада, степень влияния которого нужно оценивать по отношению к интересам России, Ирана и Азербайджана вместе взятых. Кроме того, недавнее соглашение об освоении Россией гигантского месторождения Казган в Казахстане, а также приток китайских инвестиций явно указывают на то, что регион Каспия не станет ни 'mare americanum' (американским морем - прим. пер.), ни аналогом Северного моря для европейцев.
- Вода: недавнее вступление Узбекистана в ЕврАзЕС имеет большое значение. В этой стране наблюдается постоянный прирост и так уже многочисленного населения, что является важным фактором развития находящегося на этапе становления внутреннего рынка. Данный политический и экономический фактор позволит рационально управлять запасами воды, которые являются жизненно необходимыми для данного региона. Вступление в Сообщество главного потребителя воды в регионе может уравновесить традиционно антагонистические точки зрения президента Назарбаева, призывающего к созданию регионального агентства по использованию водных ресурсов, и президента Таджикистана Рахмонова, который выступает за значительное повышение цен на 'голубое золото'. Комбинация этих элементов позволит сделать инвестиции в развитие гидроэнергетики в Таджикистане более доступными и предсказуемыми.
- Газ: эта интеграция чуть ли не автоматически влияет на улучшение функционирования регионального энергетического рынка. Переговоры по поставкам газа, что всегда было деликатным вопросом между Узбекистаном и Кыргызстаном, этой осенью прошли без сучка, без задоринки. Газпром приступает к активному освоению месторождений узбекского газа в Каракалпакии.
Газ, нефть, вода, уран: Европа должна осознать какое значение для ее будущего представляют собой предложения о сотрудничестве с Центральной Азией, особенно в энергетической области. Существует сильный потенциал конвергенции и развития политических и экономических отношений между Францией и странами Центральной Азии. В начале ноября ЕврАзЕС, устами своего генерального секретаря Григория Рапоты, напомнило через ООН всему ЕС, что оно открыто для сотрудничества в области энергетики и водных ресурсов. ЕС пока ничего не ответил. Разница в позициях по отношению к ядерной программе Ирана рискует осложнить энергетический диалог между Европой, с одной стороны, и Россией и ее ближайшими соседями, с другой стороны.
С одной стороны, это вдвойне парадоксально, поскольку все наши страны подписывали Киотский протокол, и в будущем именно на их плечи ляжет урегулирование непростых энергетических конфликтов. С другой стороны, энергетическая дипломатия США вызывает разногласия внутри ЕС, но приводит к конвергенции России и ее соседей из Центральной Азии.
Франция упустила многочисленные возможности сотрудничества с той частью света, стратегическое значение которой она наконец-то осознала. Напоминаю, что через десять лет Казахстан станет одним из крупнейших экспортеров нефти. Эта Евразия, место встречи и слияния китайской, русской, турецкой, персидской цивилизаций, может предоставить возможность французским предприятиям показать, на что они способны, а французской молодежи - применить свои таланты. Новое семилетнее правление президента Назарбаева должно сподвигнуть французскую дипломатию к конкретизации своих целей.
Аймери де Монтескью является сенатором Парламента Франции от Департамента Жер, автором доклада для премьер-министра 'К новому партнерству между Францией и Центральной Азией'.