'Газпром' делает предложение Centrica - стоит ли бросаться в объятия к русскому медведю?
Что это - большой 'слив', или 'Газпром' всерьез решил приобрести Centrica? Каков бы ни был ответ, генеральному директору Centrica сэру Рою Гарднеру (Roy Gardner) придется не один час провести в Комитете по поглощениям (Takeover Panel, полное название.
Кроме того, сэру Рою хорошо бы - если он до сих пор еще этого не сделал - протоптать дорожку на Даунинг-стрит, 10 и там тоже посоветоваться на тему: приемлема ли хоть в какой-то степени перспектива приобретения ключевого элемента потребительского рынка газа в Великобритании российской государственной монополией?
Говорят, что сегодня в покупке Centrica заинтересованы буквально все - от Norsk Hydro и Shell до Gaz de France и BG Group. Но уже давно громче всех о своих намерениях высказывается именно 'Газпром'. Как заявляли представители самого крупного поставщика газа на мировой рынок, в 2015 году 'Газпром' хотел бы занять как минимум 20 процентов рынка газа в Великобритании. Приобретение других компаний - самый очевидный способ добиться этой цели. В свете этого немного непонятно, почему, если 'Газпром' и раньше не делал секрета из своей заинтересованности, вчерашнее заявление заместителя его генерального директора Александра Шкуты должно было оказать столь мощное влияние на стоимость акций Centrica.
И все же представляется, что между принципиальной заинтересованностью в покупке и активным рассмотрением, анализом и обсуждением этого вопроса есть некоторая разница. Вчера вечером господин Шкута объявил, что, видимо, его неправильно перевели, и что в его заявлении речь шла о рынке Великобритании в целом, а не о конкретной компании под названием Centrica, хотя не очень понятно, кого еще он мог иметь в виду.
Представим, что у 'Газпрома' это серьезно. Теперь вопрос: есть ли основания к тому, чтобы отказать ему от дома? На настоящий момент Россия поставляет всего 2 процента газа, приобретаемого на рынках Соединенного Королевства, однако в ближайшие годы эта цифра, скорее всего, будет расти по мере истощения запасов Северного моря. То, что Великобритания будет в столь большой степени полагаться на такой потенциально враждебный и политически нестабильный источник поставок энергоносителей - перспектива сама по себе неприятная, и эта перспектива и стала одной из причин задержки в опубликовании обзора энергетической политики правительства.
Позволить предприятию, фактически являющемуся филиалом российского правительства, приобрести компанию, на долю которой до сих пор приходится 60 процентов потребительского рынка газа в стране, было бы проявлением крайней безответственности. Сегодня Centrica получает газ из немалого числа источников и по различным контрактам. Кроме того, чтобы уберечься от резких скачков цен на газ, компания уже давно приобретает собственные добывающие мощности - как в Северном море, так и на западном побережье Африки. Таким образом, общая стратегия сводится к одному: безопасность - это диверсификация.
Если же владельцем Centrica станет 'Газпром', то не исключено, что она довольно быстро превратится в простого проводника российского газа. В краткосрочной перспективе это даже может отразиться на ценах положительно, так как 'Газпром' утверждает, что имеет право разработки около 60 процентов запасов газа в России. на 'Газпром' приходится пятая часть газа, продаваемого во всем мире, и, несмотря на низкую производственную эффективность, 'Газпром' пока что представляет собой один из самых дешевых источников топлива.
Однако чтобы понять, насколько опасно для Британии было бы самой отправиться в крепкие объятия русского медведя, достаточно взглянуть на Украину, для которой Россия - по причинам чисто политического характера - взяла и за один день повысила цену втрое. А если случится какой-нибудь дипломатический кризис, кто сможет остановить 'Газпром' и не дать ему перекрыть вентиль? Да, оттого, что Великобритания открыла границы для инвестиций из-за рубежа, стране стало только лучше, но ведь здесь речь действительно идет о вопросах, относящихся к государственной безопасности.
Еще в 80-х годах прошлого века Инвестиционному бюро Кувейта (Kuwait Investment Office, лондонское отделение Инвестиционного управления Кувейта, занимающегося вложением средств, поступающих в Кувейт от экспорта нефти, за рубежом - прим. перев.) пришлось резко понизить свою долю в капитале ВР, поскольку речь шла о контроле над стратегически важной компанией со стороны суверенного государства. В случае с Centrica необходимо применить те же стандарты. Ведь в свое время на то, чтобы высвободить Centrica, которая когда-то была частью British Gas, из мертвых, но, по крайней мере, по большей части мягких объятий государства, было потрачено немало политического капитала. Смотреть, как компанию снова национализируют, причем на этот раз русские, и ничего не предпринимать - это будет уже клинический случай.